Герман Бар мне показался необычным человеком своего времени. Когда я начал изучать биографию этого знаменитого австрийца, то моё мнение о нём менялось несколько раз. До сих пор разные периоды его жизни мне кажутся странными и даже противоречивыми. Но, скорее, его жизнь — это отражение того, что происходило в тот период и с самой империей, что распадалась на части. О непростой судьбе писателя во времена перемен в нашем сегодняшнем материале.
Герман Анастас Бар
Герман Анастас Бар (нем. Hermann Anastas Bahr) — австрийский писатель, драматург, театральный и литературный критик. Он считается остроумным выразителем буржуазных литературных течений от натурализма до венского модернизма и экспрессионизма.
1863 — 1890
Герман Бар родился 19 июля 1863 г. на Херренштрассе 12 в Линце, в семье юриста, нотариуса и либерального депутата земельного парламента Алоиса Бара (1834 — 1898) и его жены Вильгельмины (Минны, урождённой Вайдлих, 1836 — 1902). Он посещал начальные школы в Линце и академическую гимназию в течение четырёх лет.
С ноября 1878 по 1881 г. Бар учился в бенедиктинской гимназии в Зальцбурге. Гимназию он закончил как один из самых выдающихся учеников, поэтому ему было разрешено произнести выпускную речь. Речь на тему ценности труда, как говорят, привела к небольшому скандалу из-за её социалистического содержания. Переехав в Вену, Бар изучал классическую филологию, но уже через несколько недель переключился на юриспруденцию.
В это время его дядя Саломо Робишек ввёл молодого Бара в знаменитое общество «Кафе Шейдль», а в 1881 году юноша стал членом венского академического братства «Альбия». Несмотря на то, что он был членом Mensur, Бар отказался стать настоящим членом из уважения к своему отцу. Он познакомился с Георгом фон Шёнерером, лидером немецких националистов, и стал активным участником общегерманского движения.
В марте 1883 г. будущий писатель был исключён из Венского университета за выступление с речью на похоронах Рихарда Вагнера, отвергающей многонациональную Австрию Габсбургов. Бар продолжал учёбу в Граце и Церновице в течение всего нескольких месяцев. В марте 1884 г. он поступил в Берлинский университет Фридриха Вильгельма, где изучал национальную экономику вместе с Адольфом Вагнером и Густавом фон Шмоллером. Одновременно он посещал лекции по философии, истории, литературе и истории искусств.
Не закончив учёбу, Бар в 1887 г. покинул Берлин и сначала добровольно отслужил год в 84-м Линцском полку в Вене. Затем его отец финансировал годичное пребывание в Париже и поездку по югу Франции, Испании и Марокко. Пребывание в Париже укрепило интерес Бара к литературе и театру. Уже с 1882 г. он начал публиковаться, а к концу десятилетия эта деятельность активизировалась. Осенью 1889 г. вышел его первый сборник газетных статей «Критика современности» (Zur Kritik der Moderne) (до 1890 г.). Он написал роман «Хорошая школа» (The Good School), последовавший за романом Жориса-Карла Гюисманса «Против зерна», литературно-художественную критику и эссе, а также рассказы и пьесы.
1889 — 1900
В последующее десятилетие Бар всё больше становился пророком модернизма. Поначалу он сотрудничал с различными издательствами и журналами, но дальнейшая карьера Бара определялась, с одной стороны, его назначением в 1890 г. сотрудником берлинского журнала Freie Bühne, а с другой — поисками постоянной должности или попытками запустить собственные газетные проекты. Важнейшим издательством для его книг в это время было берлинское издательство S. Fischer Verlag, основанное в 1886 году.
Книги Бара и изданные им названия сделали S. Fischer одним из важнейших издательств современной литературы. Когда ему не удалось сменить Отто Брама в Freie Bühne, в конце июля 1890 г. он вместе с Арно Хольцем, Детлевом фон Лилиенкроном и другими покинул редакцию. В следующем году Бар отправился в Санкт-Петербург, где встретился с Элеонорой Дузе и познакомил её с фельетонами в Германии и Австро-Венгрии.
Вернувшись в Вену, он познакомился с Гуго фон Гофмансталем, Артуром Шницлером, Петером Альтенбергом и другими писателями. Новые литературные тенденции, с которыми таким образом соприкоснулся молодой писатель, Бар рекламировал под именем юнговско-венского движения, издателем которого был Фишер, а сам Бар стал рупором этого течения. Сборник критических статей данного периода носит программное название «Переворот в натурализме» (1891).
В Вене Герман Бар с 1892 г. работал культурным редактором и театральным критиком, сменив Людвига Гангхофера в газете Deutsche Zeitung, и прошёл путь от редактора до соредактора. Серия интервью об антисемитизме, проведённая им в этот период по образцу книги Жюля Юре Enquête sur l’évolution littéraire, является, возможно, первой книгой-интервью на немецком языке.
После того как в 1894 г. Бар ушёл из Deutsche Zeitung, он вместе с Генрихом Каннером и Исидором Зингером основал еженедельник Die Zeit, культурный отдел которого он курировал лично, и в котором появилось несколько основополагающих эссе Бара. В 1899 г. он уволился и впоследствии работал в концерне Steyrermühl, для газет которого Oesterreichische Volks-Zeitung и Neues Wiener Tagblatt писал театральные рецензии. В 1893 г. он сразился на пистолетной дуэли с певцом Фердинандом Егером в Нойдёрфеле, а 28 марта 1896 г. после ссоры со студентами-антисемитами сразился на сабле от имени своего коллеги по редакции Die Zeit Альфреда Голда, который был евреем. Бар получил лишь лёгкое ранение в руку.
Помимо театрального критика, в этот период Бар всё больше проявлял себя как критик изобразительного искусства.
В 1895 г. Герман Бар женился на еврейской актрисе Розе Йокль (1871 — 1940), хотя из-за ангажементов его жены они часто подолгу жили раздельно. Через пять лет после свадьбы супруги разошлись, но развод состоялся только в 1909 г., и Бар до конца жизни платил бывшей жене алименты.
1900 — 1909
В 1899/1900 г. Бар поручил архитектору Йозефу Марии Ольбриху построить для него дом в Обер-Санкт-Вейте, районе 13-го округа Вены, расположенном очень близко к Венскому лесу, по адресу Вайтлиссенгассе 7 или Винцерштрассе 22. Интерьер его виллы включал картину Густава Климта Nuda Veritas. Бар хорошо использовал свои журналистские возможности, усиленно агитируя за Климта в 1901 и 1902 гг. своими «Речами за и против Климта».
Помимо работы в качестве театрального редактора (он собирал большие рецензии в книжные издания), Бар всё больше преуспевал как комедийный поэт. Однако из более чем 40 его пьес только «Мастер» и «Концерт» (1909 г.) неоднократно экранизировались и ставятся по сей день.
Если его литературную продукцию девяностых годов можно отнести к поэзии декаданса и fin de siècle, то в 1908 году Бар начал серию «австрийских романов» с романа Die Rahl, которые претендуют на современную историческую ценность, поскольку охватывают годы падения империи Габсбургов. Австрия, наряду с католицизмом, можно сказать, стала настоящей темой второй половины его жизни. Это нашло своё выражение, в частности, в таких его критических работах, как «Вена» (1907), «Австрийка» (1911) и «Далматинское путешествие» (1909), получившее большой резонанс.
Как критик и журналист — после Штайермюля Бар в 1907 — 1932 гг. писал фельетоны для Neue Freie Presse, а также для важных газет Германии (Berliner Tageblatt, Frankfurter Zeitung, Vossische Zeitung, Berliner Börsen-Courier) — он продолжал успешно следить за актуальными культурными тенденциями.
В плане здоровья десятилетие началось для Бара с двух тяжёлых болезней, которые привели его на грань смерти на рубеже 1902/03 и 1903/1904 гг. Оглядываясь назад, он объясняет это началом своего окончательного «обращения» к вере. Не менее радикальным поворотом осенью 1904 г стало начало отношений с Анной фон Мильденбург, одной из самых успешных интерпретаторов Вагнера своего времени и бывшей любовницей Густава Малера. В августе 1909 г. они поженились, после того как Бар развёлся с Розой Йокль. Она оставалась его спутницей до самой смерти, а также была первым редактором его наследства.
1910 — 1934
Не позднее июля 1913 г., к своему пятидесятилетию, Бар стал заметной фигурой на немецкоязычной культурной сцене. В то же время он прошёл свой пик. В конце 1912 года он и Анна Бэр-Мильденбург переехали в замок Аренберг в Зальцбурге. Герман Бар перешёл в католическую веру и ежедневно посещал мессу. Это изменение было воспринято с недоверием как его друзьями, так и католиками: и те, и другие считали, что видят в этом новую моду Бара, от которой он откажется, как и многие другие до него. Но Бар до конца жизни оставался католиком. Поэтому он стал и католическим публицистом, писавшим в основном для Das Neue Reich, а затем для Schönere Zukunft Йозефа Эберле.
Во время Первой мировой войны, от которой он был освобождён по возрасту, Бар долгое время оставался «заражённым» господствующим военным энтузиазмом, о чём свидетельствует, в частности, его книга Kriegssegen (1915). Но и в послевоенной публицистике писатель не склонялся к пацифизму, а отстаивал преимущества войны. Военная пропаганда впервые наглядно показала, что человек послезавтрашнего дня стал человеком вчерашнего дня.
В последний раз Бар проявил себя как значительный теоретик современности, когда попытался отдать справедливость новейшему художественному направлению экспрессионизма (1916).
В журналистском плане всё больше проявлялись два канала общения: с одной стороны, рубрика Tagebuch («Дневник»), публиковавшаяся в Neues Wiener Journal с осени 1916 до конца 1931 года, с актуальными книжными рецензиями и политическими комментариями; с другой — эссе о таких центральных для него художниках, как Достоевский, Блез Паскаль, Густав Малер, Уолт Уитмен, а также Марсель Пруст и другие.
В 1922 г. Бар переехал в Мюнхен, где в 1920 г. его жена получила профессорскую должность, и где он жил до самой смерти. В 1927 г. он был назначен членом секции поэзии в Прусской академии художеств. В этот период писатель всё чаще страдал от болезней, а затем и от слабоумия, и связь со многими его соратниками прервалась. Герман Бар умер 15 января 1934 года.
Вам также могут быть интересны следующие материалы из рубрики «ЖЗЛ»:
- Мелани Берже-Волле — 104-летний австрийско-французский борец сопротивления против австрофашизма
- Герберт Алоис Краус — австрийский политик и антисемит, который мечтал о единой Европе
- Норберт Бургер — австрийский политический деятель из FPÖ и NDP
- Отто Скринци — один из основателей FPÖ, который поддерживал Гитлера
- Виктор Рейманн — один из основателей ультраправой политической партии FPÖ
- Кете Одводи — австрийский борец против гитлеровской диктатуры
- Рези Пезендорфер — забытая австрийская патриотка и борец сопротивления
- Юра Зойфер — популярный в Австрии еврейский писатель родом из Харькова
- Йозеф Тойфль — австрийский борец сопротивления
- Коломан Валлиш — австро-венгерский революционер и политик
- Хильда Циммерман — борец сопротивления национал-социализму или предатель родины?
- Иоганн Карл Штих — австрийский преступник и генеральный прокурор Вены
- Альфред Клар — политолог и автор австрийской национальной идеи
- Пауль Александр Иоганн Худль — австрийский политик, который участвовал в арийских преобразованиях в Вене
- Отто Хартманн — австрийский военный преступник, доживший до 90 лет
- Рихард Бернашек — важная историческая фигура в истории Австрии
- Йозеф Арер — австрийский революционер, казнённый на родине
- Эрнст Папанек — австрийский защитник детей-беженцев или ещё один предатель родины?
- Йозеф Майзель — австрийский коммунист, сумевший сбежать из Освенцима
- Макс Рейнхардт — талантливый австрийский режиссёр театра со сложной судьбой