Альфред Клар — важный политический деятель как для Австрии, так и для мира. В настоящее время в своей стране он является однозначно положительной исторической фигурой, но с точки зрения немецкой диктатуры — это предатель. Ведь именно этот австриец с еврейскими корнями смог первым обосновать идею о том, что австрийцы и немцы — разные нации, даже несмотря на тот факт, что они объединены одним языком. Что-то мне это напоминает. Давайте узнаем немного больше о сложной жизни этого человека.
Альфред Клар
Альфред Клар (нем. Alfred Klahr) был австрийским политологом, коммунистом и журналистом. Его теоретические работы на тему австрийской национальной идеи сильно повлияли на будущее послевоенного устройства Австрии.
Жизнь
Альфред Клар родился 16 сентября 1904 года в Вене. Его отец, Саломон Клар, был кантором еврейской общины Вены. Будучи школьником, Альфред Клар стал членом Ассоциации социалистических учеников средней школы, а позже вступил в Коммунистическую молодёжную организацию. С 1924 года он был членом Коммунистической партии и со временем стал партийным функционером. После получения аттестата зрелости в 1923 году Клар начал изучать химию в Венском университете, от чего вскоре пришлось отказаться по экономическим причинам.
С зимнего семестра 1924 — 1925 годов он изучал политологию в Вене, где в 1928 году ему была присвоена степень доктора политических наук. Затем Клар начал работать журналистом в Берлине в центральном органе KPD Die Rote Fahne, сначала в качестве стажёра. Он был членом KPD в Германии. В июле 1929 года Клар отправился в Москву, где работал на Коммунистический интернационал молодёжи и Коминтерн. Он вернулся в Вену весной 1932 года, возобновил там свою партийную деятельность и стал работать в газете Rote Fahne. Когда летом 1933 года, в период австрофашизма, газета была запрещена, Клар являлся заместителем главного редактора.
После Февральского восстания в 1934 году Клар из-за своих политических взглядов был временно заключён в тюрьму. После короткой остановки в Праге он эмигрировал в Москву, где до конца 1937 года работал лектором в австрийском секторе Международной школы Ленина.
Деятельность в антифашистском сопротивлении, заключение в концлагерь и убийство
В начале 1938 года Клар вернулся в Прагу, чтобы работать редактором коммунистического журнала Weg und Ziel; его жена Роза (1910 — 1978) осталась в Советском Союзе. Однако после аннексии Чешской Республики национал-социалистическим германским рейхом ему снова пришлось бежать. Впоследствии Клар, постоянно находясь в бегах, работал в нескольких европейских странах в антифашистском сопротивлении австрийской коммунистической эмигрантской группы.
После немецкой оккупации Бельгии Клар был арестован в мае 1940 года вместе с другими соратниками и заключён во французский лагерь Сен-Сиприен. В августе 1940 года ему удалось бежать вместе с другими заключёнными, и он продолжил свою деятельность по сопротивлению. В 1941 году Клар был окончательно арестован кантональной полицией Цюриха и передан французскому режиму Виши.
В августе 1942 года Клар был перевезён из лагеря для интернированных Ле Верне в концентрационный лагерь Освенцим, где ему был присвоен номер заключённого 58 933. Сначала он выполнял принудительные работы в подлагере Явишовиц; в 1943 году с помощью членов боевой группы он был переведён в главный лагерь Освенцима.
15 июня 1944 года ему и одному польскому заключённому удалось бежать из лагеря с помощью боевой группы Освенцима. Задачей Клара было установить связь между местным руководством Польской партии работников и лагерным сопротивлением, а также связаться с Красной Армией. Клару удалось добраться до Варшавы, однако там он был схвачен патрулём СС и расстрелян.
Альфред Клар и австрийская нация
В марте и апреле 1937 года в теоретическом журнале Коммунистической партии Австрии Weg und Ziel появилась серия статей о национальном вопросе. Под псевдонимом «Рудольф» Клар рассматривает тему о том, является ли Австрия частью немецкой нации или обладает независимой национальной идентичностью, и приходит к следующему выводу:
«Мнение о том, что австрийский народ является частью немецкой нации, теоретически необоснованно. Единство немецкой нации, в которую входят и австрийцы, никогда не существовало в прошлом и не существует сегодня.
Только конкретное изучение истории может показать, насколько далеко продвинулся процесс его [австрийского народа] превращения в особую нацию или насколько тесными остаются национальные связи, обусловленные общим происхождением и общим языком».
Историческое значение
Работа Клара об австрийской нации находится в контексте всеобъемлющей теоретической дискуссии о так называемом «национальном вопросе», которая уже нашла своё первое выражение в социалистическом рабочем движении в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса в середине XIX века. На рубеже веков растущая национальная напряжённость, особенно в многонациональных империях Австро-Венгрии и России, ещё больше усилила дебаты среди социалистов и коммунистов. Значительный вклад внесли Отто Бауэр (Die Nationalitätenfrage, 1907), Роза Люксембург (Nationale Frage und Autonomie, 1909), Йозеф Штрассер (Der Arbeiter und die Nation, 1912), Иосиф Виссарионович Сталин (Marxismus und Nationale Frage, 1913) и Владимир Ильич Ленин (Über das Selbstbestimmungsrecht der Nationen, 1914).
Альфред Клар считается первым политическим мыслителем, который концептуализировал Австрию как независимую нацию на фоне немецкого вопроса. После Первой мировой войны немецко-австрийские социал-демократы продолжали работать над созданием союза с общегерманской (социалистической) республикой. В 1937 году, на фоне национал-социалистической политики экспансии и уничтожения, Клар использовал теоретические подходы Ленина и Сталина, чтобы впервые указать на различия между немецкой и австрийской нациями, ссылаясь на различия в истории экономики и менталитете. Спустя годы выводы Клара совпали с послевоенными планами союзников, которые были приняты в октябре 1943 года в Московской декларации и предусматривали восстановление независимой Австрии. Писатель Роберт Менассе так прокомментировал это в 1993 году:
«Тем не менее, после 45-ого года в Австрии не было большинства в пользу идеи австрийской нации. Не было и исторически сложившегося, но затем похороненного национального чувства, которое можно было бы возродить. Единственное, что существовало, — это теоретические наработки австрийских коммунистов, которые, по каким бы политико-стратегическим и извращённым причинам это ни было, первыми попытались научно обосновать существование австрийской нации, как, например, Альфред Клар. Эти идеи последовательно реализовывались во внешней и внутренней политике и, как мы знаем, фактически привели к независимости Австрии, формированию австрийского национального чувства и международному признанию Австрии как независимой нации».
Альфред Клар был впервые отмечен государством в 1979 году, когда ему посмертно был вручен Почётный орден за заслуги в освобождении Австрии. Поддержанная известными историками инициатива о выпуске австрийской памятной марки в 2003 году получила отказ от австрийской почты.
Общество Альфреда Клара, расположенное в Вене, было основано в 1993 году из культурной среды KPÖ. Оно управляет и охраняет архивы и библиотеку KPÖ как национальное культурное достояние и активно исследует историю рабочего движения, выпуская собственные публикации и проводя мероприятия. В число членов-основателей входят университетские профессора Ганс Гаутманн и Герхард Оберкофлер, а также историк Винфрид Гарша. Одним из самых известных сторонников Общества Альфреда Клара был австрийский скульптор Альфред Грдличка.