Wednesday, May 15, 2024

Гарри Зайдлер — австрийский архитектор, покоривший мир

Гарри Зайдлер для многих архитекторов во всём мире стал легендой и человеком, изменившим всё. Но его жизнь и эмиграция оказались не менее интересны, чем профессиональная деятельность. Так что давайте узнаем о нём чуть больше.

Гарри Зайдлер 

Гарри Зайдлер (нем. Harry Seidler) — австрийский архитектор, который считается одним из ведущих выразителей методологии модернизма в Австралии. Он также является первым архитектором, полностью воплотившим принципы движения Баухауз.

Зайдлер спроектировал около 119 зданий (96 из которых находились в его родном штате Новый Южный Уэльс), но некоторые из них были снесены или изменены. Он получил большое признание за вклад в архитектуру Австралии. На протяжении своей австралийской карьеры, длившейся почти 58 лет, Зайдлер неизменно получал архитектурные награды каждое десятилетие в самых разных категориях — с 1950 г. за жилые постройки, с 1964 г. за коммерческие работы и с 1970-х гг. за общественные заказы. На протяжении всей своей долгой карьеры он был неоднозначной фигурой, поскольку регулярно публично критиковал органы и систему планирования в Сиднее.

Ранняя жизнь

Зайдлер родился в Вене 25 июня 1923 года и был сыном еврейского производителя одежды. Подростком он бежал в Англию вскоре после того, как в 1938 году нацистская Германия оккупировала Австрию.

Образование

В Англии он изучал строительство в Кембриджширской технической школе. Несмотря на то, что британский трибунал военного времени отнёс архитектора к беженцам «категории С — без риска», спасавшимся от нацистов, поскольку он родился в Австрии, 12 мая 1940 года Зайдлер был интернирован британскими властями как вражеский иностранец, где находился в лагерях для интернированных сначала в Хьютоне близ Ливерпуля, затем на острове Мэн, после чего был отправлен в Квебек, Канада, и оставался задержанным до октября 1941 года, когда он был условно освобождён, чтобы изучать архитектуру в университете Манитобы в Виннипеге, который он окончил с отличием в 1944 году. Недолго поработав в архитектурной фирме в Торонто, Зайдлер (в возрасте 21 года) в феврале 1945 года стал зарегистрированным архитектором в Онтарио.

Хотя ему было 10 лет, когда Баухауз был закрыт, аналитики Зайдлера связывают его с этим движением, поскольку позже он перенимал опыт у эмигрантских преподавателей Баухауза в США. В 1945/1946 гг. он учился в Гарвардской высшей школе дизайна под руководством Вальтера Гропиуса и Марселя Бройера, а во время зимних каникул в середине семестра Зайдлер работал с Алваром Аалто в Бостоне, разрабатывая планы общежития Бейкер в Массачусетском технологическом институте. Затем в середине 1946 г. в течение лета в США он изучал визуальную эстетику в колледже Блэк Маунтин под руководством художника Йозефа Альберса.

Ранняя карьера за пределами Австралии

Затем Зайдлер с конца 1946 по март 1948 года был первым ассистентом Марселя Бройера в Нью-Йорке, а после почти 2 месяца, с 20 апреля по начало июня 1948 года, работал в Рио-де-Жанейро с архитектором Оскаром Нимейером, чьё использование внешних солнечных теней было повторено Зайдлером в офисных зданиях середины-конца 1950-х годов, и чьи кривые в плане впервые появились на проектах Зайдлера в середине 1960-х и 1970-х годов.

Жизнь в Австралии

Родители Зайдлера переехали в Сидней в 1946 году, и (пока архитектор работал на Бройера в Нью-Йорке) в конце 1947 или начале 1948 года мать написала ему письмо с просьбой приехать в Сидней и спроектировать их дом. Зайдлер прибыл в Сидней в июне 1948 года, не намереваясь оставаться в Австралии, а находиться там только до окончания строительства здания.

Дом стал известен как Дом Роуз Зайдлер (1948 — 1950 гг.), расположенный в Вахрунге, в отдалённом заросшем кустарником пригороде на Верхнем Северном берегу Сиднея. Этот проект стал первым полностью современным жилым домом, выражающим философию и визуальный язык Баухауза в Австралии, и в 1951 году получил премию Сульмана. После того, как здание стало широко известным, другие люди начали обращаться к Зайдлеру с просьбой спроектировать их дома. Учитывая большое количество клиентов и то, что ему нравился сиднейский климат и вид на гавань, архитектор решил остаться в Австралии. В 1991 году дом Роуз Зайдлер стал домом-музеем.

В 1952 году Зайдлер успешно обжаловал отказ совета Ку-ринг-Гай одобрить его проект «стеклянного дома» в Роузвилле. Немного позже, в 1960-х годах, архитектор снова открыл новые горизонты, разработав проект Австралия Сквер (первые эскизы 1961 г., здание площади 1962 — 1964 г., башня 1964 — 1967 г.). В то время башня на Австралия Сквер была самым высоким в мире зданием из лёгкого бетона. Этот проект представил концепцию большой общественной открытой площади и выдающихся произведений искусства для офисных башен в Австралии.

В 1966 г. он помогал возглавить протесты, пытаясь удержать Йорна Утцона в качестве главного архитектора Сиднейского оперного театра. Зайдлер был одним из основателей Австралийской архитектурной ассоциации. В 1984 г. он стал первым австралийцем, избранным членом Парижской архитектурной академии, а в 1987 г. — кавалером Ордена Австралии — честь, которую Зайдлер принял в своём фирменном костюме и галстуке-бабочке. За эти годы он был также награждён пятью медалями Сульмана Королевского института архитекторов Австралии, а также Золотой медалью Королевского института архитекторов Австралии в 1976 году и Королевской золотой медалью Королевского института британских архитекторов в 1996 году.

На протяжении 50 лет Гарри Зайдлер играет важную роль в международной архитектуре. Его работы широко признаны как оригинальный и насыщенный творческий вклад в архитектуру второй половины XX века.

В конце 1945 года Гарри Зайдлер стал гражданином Канады, когда учился в США. В 1948 году он отправился в Австралию по своему канадскому паспорту (который получил в середине 1946 года). К 1958 году архитектор прожил в Австралии 10 лет, а затем попытался продлить свой канадский паспорт, но не смог этого сделать, поскольку был натурализованным канадцем, не прожившим в Канаде более 3 лет). Он стал гражданином Австралии в конце 1958 года, чтобы иметь паспорт для поездок на работу и в медовый месяц. Гарри Зайдлер женился на Пенелопе Эватт, дочери Клайва Эватта, 15 декабря 1958 г.; у них родилось двое детей.

Зайдлеру нравилось фотографировать архитектуру по всему миру, и некоторые из зданий запечатлены в его книге фотографий The Grand Tour. Ему также нравилось кататься на лыжах.

24 апреля 2005 г. Зайдлер перенёс инсульт, от которого так и не смог полностью оправиться, и умер от сепсиса в Сиднее 9 марта 2006 г. в возрасте 82 лет.

Модернизм и принципы дизайна

Зайдлер говорил, что термин «международный стиль» — это неправильное название, и поэтому он возражал против использования данного термина для описания современной архитектуры или его собственных проектов — ведь и то, и другое менялось с течением времени по мере развития социальной жизни и строительных технологий. Зайдлер настаивал на том, что модернизм не является стилем, а находится в постоянном движении. Он объяснял, что в современной архитектуре Ле Корбюзье 1920-х годов колонны располагались на расстоянии 6 метров друг от друга, тогда как к середине 1980-х годов технология предварительно напряжённого бетона позволила создать 34-метровое пространство без колонн, что привело к другой визуальной выразительности и открытости архитектуры.

В работах Зайдлера прослеживается сочетание влияния четырёх великих современных мастеров, у которых он учился или с которыми работал: Вальтер Гропиус, Марсель Бройер, (художник) Йозеф Альберс и Оскар Нимейер. Зайдлер поддерживал отношения со своими четырьмя наставниками даже после того, как приехал в Австралию. 

Форма работ Зайдлера менялась по мере изменения строительных технологий: от его деревянных домов в 1950-х годах (многие из которых повторяли форму двухъядерных домов Бройера) до железобетонных зданий в 1960 —1980-х годах и развития кривых (в плане) с усовершенствованием бетонной технологии в 1980-х годах и позже, а также изменения стальной технологии, позволившей создавать изогнутые крыши в 1990-х годах (например, дом Бермана). 

Зайдлер видел параллели хорошей современной архитектуры со структурной геометрией, лежащей в основе барокко, особенно в проектах итальянского архитектора Франческо Борромини (что было проиллюстрировано в книге «Пространство, время и архитектура» Зигфрида Гидиона, которую Зайдлер читал, будучи студентом архитектурного факультета). 

Визуальный подход Зайдлера к двухмерному и трёхмерному пространственному расположению был последовательным на протяжении всей его карьеры и отражал то, чему Зайдлер научился у своего учителя визуальной эстетики Йозефа Альберса. По словам Зайдлера, у Альберса он узнал о дизайне больше, чем в любой архитектурной школе. Альберс утверждал, что конструкции, которые визуально имеют высокий центр тяжести, более динамичны, чем конструкции, привязанные к земле — именно поэтому Зайдлер использовал (для конструкций, не связанных с башнями) «парящие в воздухе консольные плиты, которые «отрицают» тот факт, что масса — это нечто твёрдое и тяжёлое». Он говорил: «С эстетической точки зрения мы хотим дематериализации». 

Зайдлер сформулировал визуально-пространственный принцип дизайна современной архитектуры, который заключается в «растворении традиционной массивности» и взаимосвязанных пространственных просторах. Он сказал, что визуальная сущность современной архитектуры — это «не громоздкая массивность традиционной архитектуры, где всё было построено в виде четырёх стен вокруг комнаты и пространств, которые были ограничены. Скорее, наши глаза стремятся к прозрачности, лёгкости… возможности смотреть сквозь вещи».

Сотрудничество с художниками-визуалистами

При создании своих зданий Зайдлер часто и с энтузиазмом сотрудничал с художниками-визуалистами. Среди его коллег-художников были такие известные или заметные фигуры, как Александр Колдер, Фрэнк Стелла, Лин Утцон, Норман Карлберг, Чарльз О. Перри (двое последних являлись коллегами, но впоследствии учениками Йозефа Альберса), Хелен Франкенталер, Сол Левитт и многие другие, однако самым важным из них был его наставник Альберс. Зайдлер включил работы Альберса — возможно, единственного человека, оказавшего наибольшее влияние на его философию дизайна — в ряд проектов (в частности, Центр MLC с Homage to the Square, позже выкупленный Фондом Альберса, и последний заказной проект Альберса Wrestling на восточной стороне MLC Plaza). 

Как отмечает в своём некрологе, посвящённом Зайдлеру, Пол Бартизан, эти творения не были просто «искусством на скорую руку»; они действительно планировались так, чтобы быть интегрированными и дополнять здания, в которые они были помещены: «Во многих своих проектах Зайдлер сотрудничал с художниками, чьи работы стали неотъемлемым компонентом его проектов».

О проекте:

Меня зовут Анатолий. Я автор проекта «Жизнь эмигранта». В 2017 году я эмигрировал с семьёй из Краснодара в Австрию. Мы с женой работаем в маркетинге, а для помощи тем, кто хотел бы переехать, создали сайт Emigrants.life.
Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Telegram , Facebook , Instagram, Twitter , а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram .

Последние материалы

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com