Friday, April 19, 2024

СМИ Австрии: «В России нет ничего дешевле, чем человеческая жизнь»

Борис Дралюк — главный редактор Los Angeles Review of Books, литературный переводчик. Он также имеет докторскую степень по славянским языкам и литературам из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, где несколько лет преподавал русскую литературу, помимо этого он преподавал в Сент-Эндрюсском университете в Шотландии. Его работы публиковались в Times Literary Supplement, The New Yorker, The New York Review of Books, London Review of Books, The Paris Review, The Guardian, Granta, World Literature Today, The Yale Review, The Hopkins Review, New England Review. , Harvard Review, Jewish Quarterly и других журналах.

Борис Дралюк является автором книги «Западная криминальная литература идёт на восток: русское увлечение Пинкертоном 1907 – 1934» (Брилл, 2012) и переводчиком нескольких томов с русского и польского, в том числе «Сентиментальных сказок» Михаила Зощенко (Columbia University Press, 2018), «Конармии» Исаака Бабеля (Пушкин-Пресс, 2015), «Одесских рассказов» (Пушкин-Пресс, 2016), «Камня, ножниц, бумаги» и «Других историй» Максима Осипова (NYRB Classics, 2019, с Алексом Флемингом и Энн Мари Джексон) и «Серых пчёл» Андрея Куркова (MacLehose Press, 2020). Он также является редактором книги «1917 год: рассказы и стихи русской революции» (Pushkin Press, 2016) и соредактором вместе с Робертом Чендлером и Ириной Машински «Книги русской поэзии Penguin» (Penguin Classics, 2015). Его сборник стихов опубликован в 2022 году издательством Paul Dry Books.

Господин Дралюк, идёт десятый месяц полного вторжения России в Украину. Что Вы думаете о ситуации?

Я не военный стратег, но мне кажется, что шансы российской армии победить украинскую на поле боя равны нулю. Благодаря своим союзникам украинская армия лучше обучена, опытнее и более снабжена. Кроме того, мы должны помнить, что столкновение, в котором сражалось много украинцев, но относительно мало граждан России, идёт с 2014 года. Российская армия, как и всё в России, была допущена к гниению из-за коррупции, которая пронизывает каждое российское учреждение. Большая часть денег, выделенных на оборону, набила карманы дружков Путина, их дружков и так далее. Единственный ресурс, который есть у России, это мужчины, и она не боится его тратить.

Таким образом, украинцы теперь «косят» с большими затратами и психологическими потерями необученных русских, в том числе, в случае ЧВК Вагнера, заключённых. Эти заключённые по сути являются рабами путинского режима. Какая мотивация есть у этих русских мужчин для борьбы? Обещание смягчения приговора? Страх казни кувалдой? Может стиральная машина? Пока украинцы защищают свою Родину, своих детей, своё будущее. Украинские мужчины и женщины тоже гибнут на передовой, но количество убитых россиян ошеломляет. Всё это очень в русской традиции. В России нет ничего дешевле человеческой жизни. Так что же делает российская армия вместо того, чтобы сражаться с толикой чести и ума? Нападение на мирных жителей. Тоже неудачная стратегия. И тоже очень в русских традициях.

Вы родились и выросли в советской Украине, но эмигрировали с родителями в США в начале 1990-х. Как Вам представляется восприятие спецоперации в США?

Я рад сообщить, что вижу почти всеобщую поддержку Украины среди населения США. Я был свидетелем этого в Калифорнии, Флориде и Оклахоме. Везде украинский колорит. Есть, конечно, изоляционистские голоса справа и слева и идиоты с большими платформами, но я не вижу, чтобы они оказывали большое влияние на политику государства или на умы среднестатистических американцев. Нет ничего полностью чёного и белого, но это настолько близко, насколько мы подошли к ясно очерченному случаю добра и зла.

Значительную часть вашей работы составляют переводы произведений русских авторов и нерусских писателей, пишущих или, по крайней мере, писавших на русском языке. Согласно последним опросам, всё больше украинцев сейчас отказываются от русского языка. Даже в таких местах, как ваш родной город Одесса, где русский язык был лингва-франка на протяжении веков, это изменение стало ощутимым в повседневной жизни. Что Вы об этом думаете?

Я думаю, что это неизбежно. Это цена, которую русский язык и русская высокая культура должны заплатить за насилие, совершённое русским государством и русским народом. Русская высокая культура не стоит единообразно и однозначно в защиту империализма. Тем не менее, она долгое время служила для прикрытия крайнего насилия и бесчеловечности, которые характеризуют российское общество и действия России по всему миру. Истинная русская традиция, говорят слишком многие благонамеренные люди вроде папы Франциска, — это традиция Пушкина, Толстого и Чайковского. Затем они закрывают глаза на насилие, совершаемое сменявшими друг друга русскими и советскими тиранами, на менталитет подавляющего большинства россиян и ужасные условия жизни в стране. Или они могут признать, что именно благодаря великим страданиям русского народа — и тех, кто его окружает, — у нас есть Пушкин, Толстой и Чайковский. В значительной степени это правда.

Представители русской высокой культуры по-разному откликались на это страдание. Многие из них, как Пушкин и Толстой, успели сочинить свои шедевры, потому что их содержали страдающие крепостные. Тот факт, что русская высокая культура во многом является продуктом человеческих страданий и реакцией на них, нельзя использовать для оправдания или прославления этих страданий. Я убеждён, что Пушкина и Толстого будут читать и дальше, а Чайковский никогда не исчезнет из репертуара. Но их работа не должна использоваться для оправдания прошлых и, тем более, настоящих и будущих действий российского государства и русского народа.

Украинский писатель Мирослав Лаюк опубликовал в Los Angeles Review of Books популярное эссе, в котором призвал западную аудиторию лучше понимать украинцев, которых они часто считают «слишком эмоциональными» и «слишком ненавистными» по отношению к русским. Один из его основных аргументов заключается в том, что «русская культура стала оружием, которое теперь работает против самой цивилизации». Что же остаётся такому человеку, как Вы, который явно влюблён в некоторых русских авторов и определённые аспекты российской культуры, но при этом решительно осуждает то, что делает путинская Россия?

Недавно я написал эссе, которое ещё предстоит опубликовать, о моём отношении к творчеству русских — не русскоязычных украинцев, а русских — авторов, которых я переводил. В рамках расплаты, вызванной началом полномасштабного вторжения, я оглянулся на проделанную работу. Мне стало ясно, что меня с самого начала больше тянуло к творчеству русских поэтов-эмигрантов. Некоторые из этих поэтов придерживались взглядов или даже совершали поступки, которые я считаю предосудительными. Тем не менее, их сочинения почти всегда бесстрашно самовопросительны, откровенно честны в отношении противоречивых чувств, вызванных жизнью в изгнании. Для меня их творчество является частью универсальной традиции сочинения в изгнании в такой же степени, как и частью русской литературы.

Я перевёл очень мало ныне живущих русских авторов из собственно России. Один из них, Максим Осипов, сейчас в ссылке; он присоединился к этому всеобщему хору. Не знаю, захочу ли я когда-нибудь переводить живого русского автора, который остался в России, когда развернулась эта спецоперация. Тем не менее, я надеюсь, что они выживут, внимательно и беспощадно посмотрят на себя и на окружающих и постараются изобразить, каково это — жить среди гнусного разврата. Яркие, нюансированные рассказы Максима привлекли меня именно тем, что они «схватывали» как внутреннюю, так и внешнюю реальность жизни народа, стоящего на краю моральной пропасти, а точнее, на её склоне.

Одна из причин, по которой я спрашиваю Вас об этом, заключается в том, что в настоящее время некоторые украинские авторы подвергаются нападкам за то, что ранее писали на русском языке или публиковались в России. Например, известные литературоведы и издатели, такие как Ярина Винницкая, обвинили Андрея Куркова в «пророссийских взглядах» и назвали его «давним сотрудником». Другой пример — Юрий Андручович, которого десятки тысяч человек жестко раскритиковали в социальных сетях за то, что он разделил сцену с российским писателем Михаилом Шишкиным на литературном фестивале в Норвегии. Не говоря уже о постоянных призывах снести памятники российским деятелям культуры в Украине и переименовать улицы, названные в их честь. Что Вы думаете об этих аргументах?

Думаю, они вполне понятны. Если учесть многовековое подавление украинского языка российским государством и отрицание самого его существования многими русскоязычными, о чём мы сегодня много слышим, то как можно ожидать чего-то другого от украинских авторов, носителей и создателей? Культуры, подвергающейся постоянному геноциду? Тем не менее, я думаю, что русскоязычная украинская традиция является неотъемлемой частью украинской культурной традиции. Точно так же я отношусь к идишскоязычной украинской традиции, хотя история и динамика власти в этой ситуации, конечно, другие. Мы можем обсудить, как Украина может включить русскоязычную традицию в свою культурную историю после победы в этой битве. Другое дело, есть ли у этой традиции будущее.

Я скажу, что нет абсолютно никаких оснований сомневаться в лояльности Юрия Андрюховича или Андрея Куркова, которые работали не покладая рук, чтобы донести историю Украины до всего мира. Их замечательные романы отражают дух нации, а многообразие жизней, прожитых на её территории, полно и остро. Эти авторы заслужили право отстаивать интересы украинской культуры любым способом, который они считают нужным.

В Украине культурная война вокруг использования русского языка является результатом более широких дебатов, которые часто развиваются вокруг вопроса о «коллективной вине». Высокопоставленные правительственные советники, такие как Михаил Подоляк, и влиятельные лица в социальных сетях, такие как политический активист Максим Эристави, создали значительную аудиторию, проповедуя нарратив о том, что «виноваты все русские», независимо от того, где они живут и каково их отношение к спецоперации. Как Вы относитесь к понятию коллективной вины?

Могу лишь сказать, что эта спецоперация вряд ли бы состоялась, если бы почва не была подготовлена ​​столетиями дискриминации украинцев. Не только в виде официального имперского гнёта, но и в виде бесчисленных дегуманизирующих шуток и украинофобских фантазий. Вопрос о коллективной вине, очевидно, сложен, но стоит отметить, что, в отличие от немцев, русские так и не расправились с преступлениями советской империи, а тем более не искупали их. Ещё более насущный вопрос, чем вопрос о коллективной вине, звучит так: что теперь? Будут ли русские всех политических мастей продолжать, мягко говоря, смотреть свысока на украинцев, оправдывать уничтожение их культуры и, будем откровенны, оправдывать фактический геноцид, отмахиваясь от них?

Ещё одна тема, которая доминирует в публичных дебатах в Украине, связана с деколонизацией, и литература не является исключением. В настоящее время существует легион литературоведов, просматривающих тексты классиков русской литературы, таких как Пушкин, Достоевский или Толстой, в поисках — и обычно находя множество — цитат и абзацев в произведениях этих писателей, которые, по-видимому, подтверждают гипотезу о том, что русский империализм является якобы врождённым. Они правы?

Не знаю, что значит «якобы врождённое», но названные вами русские авторы не вышли полностью сформированными из головы беспристрастного божества. Они были сформированы окружающей их культурой, независимо от того, выступали ли они против или поддерживали нравы своего общества или действия своего государства. Следовательно, в их блестящем и многогранном творчестве Вы найдёте отражение русских имперских настроений. Мы должны быть внимательны к этим размышлениям и не принимать их как священное писание только потому, что мы восхищаемся и даже любим стихи и романы, в которых они встречаются, или которые они пронизывают.

По данным американского языкового справочника Ethnologue, сегодня во всём мире насчитывается около 260 миллионов русскоговорящих. Какое влияние спецоперация России в Украине окажет на будущее использование и восприятие русского языка во всём мире?

Это вообще повредит ему на какое-то время, но и сделает его «модным» в определённых кругах, скажем, среди полезных идиотов, возомнивших себя воинами против западного империализма. В конце концов, именно пользователи русского языка будут определять репутацию своего языка в мире. Они должны завоевать уважение к своему языку.

Несмотря на то, что Вы выросли, в основном, в США, на протяжении всей жизни Вы поддерживали крепкие интеллектуальные и эмоциональные связи со своими украинскими корнями. Есть ли что-то, что вы узнали о себе после 24 февраля, чего не знали раньше?

Я осознал, что должен чётко понимать свою самоидентификацию и никогда не упускать возможности противостоять обманчивой украинофобии и слепой русофилии — оба эти явления слишком долго были общепринятыми.  

Это перевод новостной статьи австрийского издания. Источник:  derstandard.at

О проекте:

Меня зовут Анатолий. Я автор проекта «Жизнь эмигранта». В 2017 году я эмигрировал с семьёй из Краснодара в Австрию. Мы с женой работаем в маркетинге, а для помощи тем, кто хотел бы переехать, создали сайт Emigrants.life.
Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Telegram , Facebook , Instagram, Twitter , а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram .

Последние материалы

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com