Saturday, April 20, 2024

Фридль Дикер-Брандейс — талантливый архитектор и дизайнер стиля Баухауз или предательница родины?

Фридль Дикер-Брандейс — пример того беззакония, что творилось в Австрии в довоенный период. Талантливый дизайнер, которая хотела лишь одного — творить, закончила свои дни в концлагере. О непростой судьбе ни в чём не повинного человека в нашем материале сегодня. 

Фридль Дикер-Брандейс

Фридль Дикер-Брандейс (нем. Friedl Dicker-Brandeis), также Фридль Дикер, Фридерике Дикер-Брандейс и по-чешски Бедржишка Брандейсова родилась 30 июля 1898 года в Вене и была австрийским художником, дизайнером, мастером и декоратором интерьеров.

Жизнь и работа

Фридль Дикер была единственным ребенком в семье Симона Дикера (1857 — 1942), продавца канцелярских товаров, и его жены Каролины, урождённой Фанта (1865 — 1902). Её мачехой была Шарлотта Дикер, урождённая Шён (1866 — 1943). Она выросла в еврейском доме среднего класса и с 1909 по 1912 год училась в Венской школе для девочек (Vienna Bürgerschule for Girls).

С 1912 по 1914 год Фридль Дикер проходила стажировку по фотографии и технике репродукции в Венском графическом центре (Graphische Lehr- und Versuchsanstalt). Затем она посещала текстильный класс в Венской школе прикладного искусства с 1914 по 1916 год. Среди её учителей были преподаватель искусства Франц Чижек (1865 — 1946) и Розалия Ротансль (1870 — 1945). С 1916 по 1919 год Фридль Дикер училась в частной художественной школе Йоханнеса Иттена (1888 — 1967) в Вене.

Когда в октябре 1919 года Йоханнес Иттен занял должность преподавателя в Баухаузе в Веймаре, там его ждали несколько его венских учеников, включая Фридль Дикер, Франца Зингера (1896 — 1954), Маргит Тери и Анни Вотиц.

В Веймаре Фридль Дикер общалась с многочисленными художниками, такими как Вальтер Гропиус (1883 — 1969), Оскар Шлеммер (1888 — 1943) и Пауль Клее (1879 — 1940). Вместе с Францем Зингером она создала множество костюмов и декораций для театров Берлина и Дрездена в период с 1920 по 1924 год. После окончания учёбы в сентябре 1923 года она вместе с Францем Зингером основала «Веркштеттен билдендер кунст» в Берлине, а с 1926 года — совместную студию «Зингер и Дикер» в Вене. Там Фридль Дикер работала, в основном, в области дизайна интерьеров. Эти работы впоследствии станут одним из лучших олицетворений архитектурного стиля Баухаус. 

В частном порядке отношения между двумя художниками были сложными и конфликтными. С 1921 года Франц Зингер был женат на певице Эмми Хейм (1885 — 1954). У него был длительный роман с Фридль Дикер, во время которого она несколько раз беременела. Однако, поскольку он не хотел от неё ребенка, она каждый раз была вынуждена делать аборт. В 1931 году они расстались, и Фридль Дикер открыла свою собственную студию в Вене.

Фридрих Ахляйтнер пишет о судьбе архитектурного партнёрства:

«Поэтому частью трагической иронии этой работы является то, что всё, что было связано с этим местом, было уничтожено, искоренено с неподкупным инстинктом в отношении тех качеств, которые могут бросить вызов собственному мышлению. Работы Фридль Дикер и Франца Зингера представляли культуру, решение об изгнании и уничтожении которой было принято уже давно. Каждый, кто в 1950-х годах, будучи молодым человеком, ещё видел руины Gästehaus Heriot на улице Rustenschacher Allee, считал, что столкнулся не с прошлым, а с будущим».

Она была членом Коммунистической партии с 1931 года. В 1934 году Дикер арестовали за коммунистическую деятельность. После освобождения в 1936 году она эмигрировала в Прагу, там вышла замуж за своего двоюродного брата Павла Брандейса в апреле 1936 года и получила гражданство Чехословакии. В Праге она продолжила свою художественную и интерьерную деятельность вместе со своей бывшей коллегой по Баухаузу Грете Бауэр-Фрёлих. В 1938 году Фридль Дикер-Брандейс и её муж переехали в Хронов. Оба работали на текстильной фабрике B. Spiegler & Söhne.

В сентябре 1942 года супругов депортировали в Терезиенштадтское гетто. Здесь Фридль Дикер-Брандейс ещё успевала организовывать занятия по рисованию для детей. В 1944 году супругов перевели в концентрационный лагерь Освенцим. Там Фридль Дикер-Брандейс в возрасте 46 лет была отравлена газом. Её муж Павел Брандейс пережил Холокост.

Почётные звания и награды

Совместные работы с Францем Зингером получили несколько наград и были представлены, в частности, на выставке «Современный дизайн интерьера» в Австрийском музее прикладного искусства.

В 2019 году WeiberWirtschaft, на которой математически больше нет банковских долгов, была названа в честь Дикер. В бременском районе Нойштадт в честь Дикер названа улица. В 2022 году участок пешеходной дорожки вдоль Дунайского канала в венском районе Леопольдштадт был назван Фридль-Дикер-Брандейс-Променад. В этом же году Венский музей MUSA представил большую выставку совместных работ Фридль Дикер и Франца Зингера. Это, пожалуй, самая крупная выставка, когда-либо организованная в Вене. На основе текущих исследований выставка представляет наиболее важные работы студии между Баухаузом и эмиграцией.

Работы 

Дикер-Брандейс известна своим политическим искусством. Она поднимала актуальные и острые вопросы политических дебатов и позиционировала себя в них тонким и сложным образом. Она использовала метод коллажа из газетных заголовков немецкой и международной прессы, своих собственных фотографий и фотографий прессы. Темами её творчества были идеология потребительства, бедность рабочего класса, развитие Советского Союза, развитие буржуазии в сторону фашизма и подъём национал-социализма.

В своей серии работ «Допрос» она обработала собственный опыт интернирования и жестокого обращения. Дикер «удаётся растворить фигуративное в абстракции, как будто это даёт заключённым защиту от насилия — возможность уклониться и сбежать».

Шкафы, в которых спрятаны штабелируемые кресла, тумбы, становящиеся кроватями, строгие геометрические формы и насыщенные цвета — основываясь на принципах экономии пространства и разнообразия использования, двое студентов Баухауза разработали безошибочно узнаваемый стиль меблировки, который занял особое место в венской культуре жизни.

Хотя Зингер и Дикер получили множество заказов в 1920-х и начале 1930-х годов, их работы оказались практически утеряны. Мебель, спроектированная мастерской, была уничтожена, но иногда её увозили с собой в эмиграцию. Работа двух дизайнеров была предана забвению и была открыта заново только в 1980-х годах.

О проекте:

Меня зовут Анатолий. Я автор проекта «Жизнь эмигранта». В 2017 году я эмигрировал с семьёй из Краснодара в Австрию. Мы с женой работаем в маркетинге, а для помощи тем, кто хотел бы переехать, создали сайт Emigrants.life.
Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Telegram , Facebook , Instagram, Twitter , а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram .

Последние материалы

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com