Современная Австрия — это пример того европейского понимания свободы, которое так часто критикуется в России. Здесь могут проходить концерты рок- или электронной музыки в церквях, не разрушающие тем самым духовные скрепы. На территории бывшего монастыря может располагаться современный культурный центр с кинотеатром и ночным клубом. И всё это может выглядеть из России падением культурных и духовных ценностей, но в самой Австрии это выглядит совершенно адекватно. «Лестница в небо» — это один из примеров современного искусства, который может показаться несколько вульгарным, но, если узнать о задумке автора, понимаешь всю глубину его идеи.
Как бы это ни звучало удивительно, но в далёком 2018 году я уже писал один материал о культурном объекте под названием «Встреча с ангелом», который был расположен в Линце, а его создателем являлся советский архитектор. Того объекта, к сожалению, уже нет, но в самом центре Вены на главном соборе страны несколько месяцев назад появился новый арт-объект — Himmelsleiter.
Об арт-объекте
«Лестница в небо» (нем. Himmelsleiter) — это современная инсталляция, спроектированная венским художником Билли Таннером для пасхального фестиваля и расположенная как внутри собора, так и снаружи. Himmelsleiter представляет собой лестницу из неоновых ламп, которая начинается в баптистерии и уходит на внешнюю сторону южной башни Штефансдом. Билли Таннер видит эту лестницу как символ надежды и веры.
Автор описывает работу следующим образом: «Иаков, находящийся в бегах, видит во сне лестницу, ведущую от земли к небу, по которой поднимаются и спускаются ангелы. Бог обещает спасение, будущее, надежду и благословение для него и его семьи».
Таннер пояснил: «Перекладины лестницы обозначают добродетели. Основываясь на этой ветхозаветной лестнице Иакова, в христианской духовности личный путь человека к Богу часто сравнивают с лестницей в рай. Этот путь на небеса ведёт по ступеням добродетелей. С каждой последующей ступенькой эгоистичные потребности этого мира остаются позади, и человек всё больше и больше ощущает близость Бога. В это непростое время современное неоновое освещение лестницы символизирует три божественные добродетели: надежду, веру и любовь — которые представляли отцы Церкви, особенно святые преподобные отцы-пустынники. Один из них, Иоанн Климак (родившийся не позднее 579 года), в возрасте 16 лет стал монахом на Синайском полуострове. Там он был отшельником в течение 40 лет, в том числе несколько лет был настоятелем монастыря. Он написал труд о христианской аскезе, который является одним из самых важных трудов в монашеской традиции: «Лестница в рай». В 30 шагах он описывает духовное восхождение монаха: от разрыва с миром через основные добродетели, очищение к единению с Богом. Эти ступени духовного роста ведут к покою в Боге через веру, надежду и любовь».
Если не знать предыстории, может показаться, что этот арт-объект ужасен и аморален, но он лишь использует современные технологии, чтобы обратить внимание на классическое понимание христианской веры. С другой стороны, для обычных венцев и гостей города этот яркий и примечательный объект является дополнительным стимулом для того, чтобы зайти в собор и рассмотреть его поближе. Сделанный по современным законам маркетинга, он не выглядит неуместно. Наоборот, золотистое неоновое свечение в ночной Вене лишь подчёркивает стремление вверх. Заставляет задуматься, помолчать и побыть наедине с собой. Возможно, для кого-то это будет лишь повод сделать сториз в свой «Инстаграм», для кого-то — что-то «красивое». Но те, кто прочтёт многочисленные информационные материалы, смогут узнать что-то новое.
Для меня такое желание связать прошлое, настоящее и будущее, как это умеют делать в Европе, — это стремление связать поколения, историю, традиции, быт с завтрашним днём. Это и есть движение вперёд с сохранением внутренней культуры.