Thursday, June 13, 2024

Адольф Лоос — гениальный австрийский архитектор или преступник?

По моему мнению, Адольф Лоос — неоднозначный и весьма сложный персонаж, о котором я долго не решался писать материал по причине его уголовного дела, поскольку мы живём в мире с культурой отмены. Тем не менее, я всё же считаю, что каждый из нас должен учиться воспринимать мир не чёрно-белым, упрощая его до невозможности, и периодически рефлексировать. Для меня этот невероятно талантливый человек весь свой огромный и ценный вклад в развитие архитектуры перечеркнул аморальными, незаконными действиями. Кем он в итоге окажется для каждого из вас? Мне кажется, этот мир выдержит несколько мнений одновременно…

Адольф Лоос

Адольф Лоос (нем. Adolf Loos) был австрийским архитектором, архитектурным критиком и культурным публицистом. Он считается одним из пионеров современной архитектуры.

Молодость и образование

Адольф Лоос родился 10 декабря 1870 г. в Брно, Моравия, Австро-Венгрия. Он был сыном каменщика и скульптора Адольфа Лооса (1831 — 1879), от которого унаследовал не только свой художественный талант, но и потерю слуха. После ранней смерти отца его мать, Мари Лоос, продолжила дело каменщика на Фридхофгассе в Брно. С 1880 г. Адольф Лоос с плохими оценками переходил из одной гимназии в другую. Например, он пробыл в гимназии аббатства Мельк всего год, где ему было отказано в повторном приёме из-за плохих оценок по рисованию и поведению.

После посещения государственной торговой школы в Райхенберге, Богемия, с 1885 года, Адольф окончил Имперскую и Королевскую немецкую государственную торговую школу в Брно в 1889 году. Затем он учился, прерываясь на военную службу в качестве годичного добровольца, с 1890 по 1893 гг. — на строительном факультете Технического университета в Дрездене, предварительно проучившись некоторое время в Академии прикладных искусств в Вене. Во время учёбы в 1891 г. юноша стал членом дрезденского братства «Черуссия», но в 1892 г. снова вышел из него.

Личная жизнь

Адольф Лоос был женат трижды: в 1902 — 1905 гг. на писательнице и актрисе Лине Лоос (урождённой Обертимпфлер, 1882 — 1950), в 1918 — 1926 гг. на танцовщице Элси Альтманн (1899 — 1984) и в 1929 — 1931 гг. на фотографе Клэр Бэк (1905 — 1942). После первого брака у него были длительные отношения с английской танцовщицей Бесси Брюс (1886 — 1921), которая выступала в Вене с 1905 года. С 1910 г. она лечилась от туберкулёза в Les Avants в Швейцарии.

После краха двойной монархии в 1918 г. Адольф Лоос получил чехословацкое гражданство в связи со своим происхождением из Брно. Однако, по словам его третьей жены Клэр Бэк, первоначально Адольф Лоос отдавал предпочтение Австрии. Лишь несколько лет спустя он стал гражданином Чехословакии, сохранив при этом австрийское гражданство. Ещё до войны он тщетно пытался получить венгерское гражданство, чтобы иметь возможность легче развестись с Линой.

На многих фотографиях Лооса можно увидеть внимательно слушающим, хотя и с видимым трудом, заложив руку за левое ухо. Лоос был слабослышащим с детства и полностью потерял слух в среднем возрасте. Однако он не замкнулся в себе. Экстравертный светский человек стал одиноким только тогда, когда нервное заболевание вынудило его сесть в инвалидное кресло.

Лоос умер в санатории Кальксбург под Веной в возрасте 62 лет, где он дружил с медсестрой, на которой, по слухам, хотел жениться. Лоос лично разработал дизайн надгробия. В 2012 г. могила была переименована из почётной в историческую.

Профессиональная карьера и значение для архитектуры

В 1893 г. Лоос отправился в США, где жил его дядя (один из братьев отца), имея в кармане только билет на пароход и 50 долларов, и оставался там до 1896 года. Он зарабатывал на жизнь различным, в основном, физическим трудом: чернорабочим, мойщиком посуды, музыкальным критиком, а в последний год своего пребывания в США — чертёжником мебели и архитектором. Для него было характерно, что перед окончательным возвращением в Вену он оделся в Лондоне в современную, элегантную и дорогую одежду.

В 1896 г. Лоос окончательно обосновался в Вене. Там он начал работать как журналист и архитектор. Несмотря на определённое влияние Отто Вагнера, Лоос считается ярым противником модерна, особенно его австрийского варианта — Венского сецессиона, и всегда являлся резким критиком прикладного искусства и всех современных идей примирения искусства с повседневной жизнью в форме декоративно-прикладного искусства, т.е. оформления повседневных предметов в особой художественной манере. Этим он отделял себя от художников Wiener Werkstätte, которые с 1903 года пытались реализовать связь между повседневной жизнью и искусством. В 1904 году Лоос впервые посетил остров Скирос и столкнулся с кубической архитектурой греческих островов.

Наиболее известной работой Лооса является лекция «Орнамент и преступление» (Ornament und Verbrechen 1910 г.). В ней утверждается, что функциональность и отсутствие орнамента в плане экономии человеческой энергии являются признаком высокого культурного развития, и что современный человек может создавать только настоящее искусство в смысле изобразительного искусства. Орнаментальные украшения или другие попытки особого художественного оформления функционального объекта столь же неуместны, сколь и излишни:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

«Безусловно, окультуренные продукты нашего времени не имеют никакой связи с искусством. Времена варварства, когда произведения искусства сочетались с предметами повседневного обихода, окончательно прошли».

Вместо этого Лоос выступал за использование самых лучших материалов для создания впечатления чувственности и богатства, как, например, в интерьерах его вилл. Лоос также осуждал современные движения декоративно-прикладного искусства и архитектурных реформ как бессмысленную трату человеческой энергии и прокомментировал создание Немецкого Веркбунда в 1908 г. в двух насмешливых эссе под названиями Die Überflüssigen и Kulturentartung.

Адольф Лоос был близким другом таких художников, как Арнольд Шёнберг, Оскар Кокошка, Петер Альтенберг и Карл Краус (он был крётным отцом Альтенберга и Крауса), чьи работы и успех горячо поддерживал. Авангардизм и радикализм творчества Лооса, далёкий от какого-либо признания современной публикой, привели его к требованию, чтобы дизайн повседневных объектов, включая архитектуру, не был связан с этосом серьёзного художественного творчества: «Дом должен нравиться всем. В отличие от произведения искусства, которое не должно никому нравиться. […] Произведение искусства хочет вырвать людей из их зоны комфорта. Дом должен служить комфорту. Произведение искусства революционно, дом консервативен». писал он в своём эссе «Архитектура» (Architektur), опубликованном в 1910 году. В то время спорность и часто сатирически преувеличенные формулировки Лооса не только вызвали многочисленные провокации в Вене, но и помогли его статьям обрести мировую известность.

В искусствоведческой литературе Лоос рассматривается как важный пионер модернизма в архитектуре и дизайне с его соответствующей программой «Форма следует за функцией» (Form folgt der Funktion), хотя его критическое дистанцирование от Баухауза и немецкого Веркбунда часто упускается из виду. Он, безусловно, видел себя в традициях старой венской архитектуры, например, Йозефа Корнхаузеля. Лоос яростно критиковал разрушение исторических городских ансамблей, что было нередким явлением во время строительного бума около 1900 года.

Помимо требования современности, для Лооса был особенно важен уют интерьеров. Архитектор должен не навязывать клиенту определённые формы или новый, законченный набор предметов обстановки, а действовать осторожно и учитывать привычное, одновременно вписывая в новое старые предметы и мебель, которые что-то значили лично для клиента. «Вы всегда правы касаемо своего дома» — таков был несколько преувеличенный девиз в его работах. В своих интерьерах Лоос стремился не столько к определённому виду современности, сколько к критическому продолжению некоторых традиций. В его дизайне ощущается влияние классицизма, и в то же время чувствуются некоторые примеры английской и американской архитектуры загородных домов (например, Нормана Шоу). Камин и уютная зона отдыха, сгруппированная вокруг него, играют особенно важную роль в дизайне.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В соответствии с вышеупомянутыми требованиями, архитектура Лооса характеризуется использованием высококачественных материалов. Чтобы найти подходящий камень для облицовки стен, он иногда путешествовал по всей Европе. Для изготовления мебели он использовал самые лучшие породы дерева, а столы и кресла иногда копировал с музейных моделей (в основном), изготовленных компанией Фридриха Отто Шмидта, поскольку в этих моделях он видел проверенные формы.

Его нереализованная, но не менее известная и эффектная конкурсная работа 1922 г. по проекту небоскрёба Chicago Tribune, который сегодня называется Tribune Tower, показывает, что Адольфа Лооса нельзя было просто свести к понятию функционализма (как это было внесено в универсальную характеристику архитектурного модернизма в 1960-х годах): он спроектировал офисное здание в монументальной форме дорической колонны. По мнению историка искусства Джозефа Иморда, Лоос не хотел создавать новые архитектурные формы без традиций.

В 1920-х годах Адольф Лоос жил в Париже и поддерживал там многочисленные контакты с художественным авангардом. 

Вилла Мюллера в Праге, которую он спроектировал и построил в 1930 г., почти полностью сохранилась и сейчас реставрируется как музей. Здание имеет форму куба. В интерьере сочетаются изысканные материалы и декор разных эпох.

Оценка Лооса как одного из первых архитекторов строгих, недекоративных, минималистских форм, цветов и материалов остаётся актуальной и по сей день; однако она может быть изменена: даже когда речь идёт о благородном дизайне интерьера с элементами из разных эпох, Лоос делает акцент на функциональности; несмотря на отмежевание Лооса от Баухауза, внешняя форма демонстрирует сходство с более поздней концепцией Баухауза. Работа Адольфа Лооса остаётся уникальной в современной архитектуре, поскольку он не создал прецедента из-за своего подхода к архитектурной теории, который многим не был понятен.

Уголовное преследование Адольфа Лооса  

В 1928 году, в период с 25 августа по 3 сентября, Лооса пять раз посещали в его венской квартире восьми-десятилетние девочки, которых он рисовал там в обнажённом виде. После жалобы женщины, оставшейся неизвестной, против него началось расследование, и он был обвинён в растлении, но 1 декабря 1928 г. — оправдан.

Лоос был признан виновным в «преступлении побуждения к блуду согласно § 132/III St.G., совершённом путём склонения вверенных его попечению девушек к совершению и терпению развратных действий в одно и то же время и в одном и том же месте, заставляя их принимать развратные позы в качестве моделей и позволять рисовать себя в этих позах». Приговором стало четырёхмесячное тюремное заключение, которое было отсрочено.

Судебный процесс проходил 30 ноября и 1 декабря 1928 года. «В суде некоторые показания домогавшихся детей противоречили друг другу, кроме того, их достоверность была поставлена под сомнение двумя свидетелями-экспертами; один из них имел хорошие контакты с кругом друзей Лооса. В конце концов, конфискованный этюдник, который теперь пропал, стал для судьи самым важным доказательством. … Коллекция из более чем 300 порнографических фотографий, включая изображения пяти- и шестилетних детей, также была обнаружена во время обыска квартиры. Однако в то время их хранение не являлось уголовным преступлением».

С 2006 года вновь началось изучение этого уголовного дела, включая вопрос о том, были ли и какие факты скрыты или тривиализированы, и не получил ли Лоос слишком мягкий приговор из-за своей известности и влиятельных друзей. С тех пор, как в апреле 2015 г. Венский городской и земельный архив получил полный текст уголовного дела под названием «Уголовный процесс против Адольфа Лооса за осквернение и совращение к непристойности», который был украден и найден только спустя десятилетия в частном владении, и опубликовал его в Венской архивной информационной системе, в отношении судебного решения была обеспечена прозрачность. В последовавшей за этим реакции прессы комментаторы согласились с мнением, что Лоос воспользовался своей известностью, непубличным характером судебного процесса, тенденциозностью экспертов и поэтому получил мягкий приговор.

О проекте:

Меня зовут Анатолий. Я автор проекта «Жизнь эмигранта». В 2017 году я эмигрировал с семьёй из Краснодара в Австрию. Мы с женой работаем в маркетинге, а для помощи тем, кто хотел бы переехать, создали сайт Emigrants.life.
Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Telegram , Facebook , Instagram, Twitter , а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram .

Последние материалы

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com