Личность Артура Шницлера имеет важное значение для истории страны. Шницлер — это не просто историческая фигура последних десятилетий Австро-Венгерской Империи. Можно сказать, что этот писатель был зеркалом того времени. Он смог дать Австрии и Вене множество произведений, благодаря которым сегодня каждый из нас может узнать о жизни и быте имперской столицы до её распада. Но судьба его была не столь простой и лёгкой. Давайте узнаем вместе, чем так прославился этот Зигмунд Фрейд немецкоязычной литературы. 

Артур Шницлер

Артур Шницлер (нем. Arthur Schnitzler) был австрийским врачом, рассказчиком и драматургом. Он считается одним из важнейших представителей венского модернизма.

Начало карьеры и работа врачом (1862 — 1890)

Артур Шницлер родился 15 мая 1862 года в Вене. Он был первым сыном из трёх детей еврейского профессора медицины и ларинголога Иоганна Шницлера (1835 — 1893) и его жены Луизы, урождённой Маркбрайтер (1840 — 1911), которая родилась на Пратерштрассе 16 (тогда ещё Егерцайле) во 2-м районе Вены, Леопольдштадт. Этот район был особенно популярен среди внутренних еврейских мигрантов из более бедных районов монархии благодаря близости к железнодорожным линиям Nordbahn и Ostbahn. Отец Артура Шницлера, переехавший сюда из Венгрии, преуспел в своей карьере в качестве врача для самых известных актёров, актрис, певцов и артистов, что обусловило переезд в 1-й район Вены в дом напротив оперы.

С 1871 по 1879 гг. Артур Шницлер посещал Академическую гимназию в 1-м районе и с отличием окончил её 8 июля 1879 года. Затем по просьбе отца юноша изучал медицину в Венском университете. 30 мая 1885 г. ему была присвоена степень доктора медицины. Его младший брат Юлиус (1865 — 1939) также стал врачом.

С 1885 по 1888 г. Артур Шницлер работал ассистентом и младшим врачом в Главной больнице города Вены в области медицины внутренних органов, а также в области психиатрии и дерматологии. Затем до 1893 г. он был ассистентом своего отца в ларингологическом отделении поликлиники в Вене. С 1886 по 1893 г. Шницлер публиковался на медицинские темы и написал более 70 статей, в основном, рецензий на специализированные книги, в том числе в качестве редактора журнала Internationale Klinische Rundschau, основанного его отцом. Он написал одну (единственную) научную книгу: Über funktionelle Aphonie und deren Behandlung durch Hypnose und Suggestion (1889).

Литературная деятельность и первые успехи (1880 — 1895)

Хотя Шницлер писал литературные тексты с детства и дебютировал в литературе в 1880 г. (Liebeslied der Ballerine в журнале Der freie Landbote), его публичная литературная деятельность начала активизироваться только с 1888 г. Он публиковал стихи, одноактные пьесы и короткие рассказы в журнале An der Schönen Blauen Donau, редактируемом Федором Мамротом и Паулем Гольдманном. Вокруг этого журнала, а также в венских кофейнях, которые часто посещал Шницлер, включая кафе Гринштайдль, всё чаще стали собираться единомышленники, чтобы создать новое австрийское литературное движение. Термин Jung Wien вскоре стал устоявшимся, хотя он и не обозначал единой программы или общих эстетических целей. Центральными фигурами, с которыми Шницлер подружился примерно в 1890/1891 г., были Гуго фон Хофмансталь, Герман Бар и Рихард Бир-Хофман.

После смерти отца в 1893 г. Артур Шницлер оставил клинику и открыл собственную практику. Он всё ещё принимал участие в работе над «Клиническим атласом по ларингологии» своего отца, опубликованным посмертно в 1895 году.

Первыми произведениями Шницлера, которые были представлены на суд зрителей, стали отдельные одноактные сцены из цикла Anatol и премьера Das Märchen, состоявшаяся 1 декабря 1893 г. в Немецком народном театре (Deutsches Volkstheater). Эта постановка была отменена после второго представления. Шницлер внезапно стал знаменитым после мировой премьеры пьесы Liebelei 9 октября 1895 г. в Бургтеатре с Адель Сандрок в роли Кристины в постановке Макса Буркхарда. Пьеса была поставлена на многих сценах Европы и закрепила за Шницлером репутацию одного из самых значительных немецкоязычных театральных поэтов своего поколения.

Слава и скандал (1896 — 1901 гг.)

Следующие пьесы, Freiwild и Das Vermächtnis, не смогли сравниться с успехом Liebelei. Три одноактные пьесы Paracelsus, Die Gefährtin и Der grüne Kakadu, премьера которых состоялась в венском театре Burgtheater 1 марта 1899 г., принесли ему настоящий успех на сцене. Его следующая пьеса, историческая драма Der Schleier der Beatrice (1901 г.), была очевидной попыткой вступить в ряды классических поэтов в качестве театрального писателя. Однако, с одной стороны, пьеса провалилась на театральных подмостках, а с другой стороны, попытка стать признанным автором была сорвана двумя скандалами, которые Шницлер, возможно, и не предполагал.

Выпустив книгу Die Frau des Weisen (1898), он представил свой первый сборник новелл, которые до этого впервые публиковались в журналах и газетах. Frau Bertha Garlan была обозначена как роман, по крайней мере, в первом издании, и поэтому представляет собой его первую публикацию в этом отношении, однако позднее текст был классифицирован как новелла. 

Опубликованная в то же время новелла Lieutenant Gustl (газетный оттиск Рождество 1900 г.) сегодня считается одним из самых важных текстов Шницлера. В ней он представил первый немецкоязычный литературный текст, написанный полностью в виде внутреннего монолога. Однако современники не столько хвалили это произведение за его авангардный лингвистический стиль, сколько критиковали его из-за того, что одноимённый герой Густль был изображён трусливым солдатом. 14 июня 1901 г. Шницлер был осуждён за высмеивание австро-венгерской армии и его лишили звания старшего врача резерва, которое он занимал с момента призыва в армию. 

В дополнение к этому скандалу публикация книги Reigen вызвала ещё больший переполох. Впервые выпущенная в 1900 г. в виде частной печати в нескольких экземплярах, она была свободно опубликована в 1903 г. венским издательством Фрица Фройнда. Описанные в книге разговоры до и после полового акта между женщинами и мужчинами из разных социальных слоёв были названы оппонентами Шницлера порнографией. Две темы — критика армии и эротика, а также очевидный успех Шницлера сделали его излюбленной мишенью антисемитов.

Личная и семейная жизнь

Примерно на рубеже веков Артур Шницлер был одним из самых важных критиков австро-венгерского имперского и королевского общества и его развития, особенно после публикации книги Lieutenent Gustl, в которой он подверг нападкам кодекс чести военных.

В своём личном дневнике Шницлер задокументировал несколько отношений с женщинами в возрасте до 40 лет, которые часто происходили одновременно, причём партнёрши об этом не знали. В основном платонические отношения с замужней хозяйкой дома Thalhof (Reichenau an der Rax) Ольгой Вайсникс, а также с Марией Глюмер и Марией Райнхард, в частности, представляли собой более глубокие партнёрские отношения. Обе Марии (в дневнике их часто называют Mizi I и Mizi II), как и другие, надеялись узаконить свои отношения посредством брака. В случае Марии Райнхард это стало ещё более актуальным, поскольку она была дважды беременна от него. Первый ребёнок был мёртворождённым, а во время второй беременности она умерла от аппендицита.

Только его отношения с актрисой Ольгой Гуссманн (1882 — 1970) привели к стабилизации его жизни. 9 августа 1902 г. она родила им сына Генриха Шницлера. Пара поженилась 26 августа 1903 года. Их дочь Лили родилась 13 сентября 1909 года. Шницлер сохранял верность на протяжении брака и прекратил свой беспорядочный образ жизни.

В 1910 году Шницлер купил у Хедвиг Бляйбтреу виллу в 18-м районе Вены, по адресу Sternwartestraße 71, в коттеджном квартале Währing, недалеко от Обсерватории Венского университета. Поблизости жили такие знакомые, как Рихард Бир-Хофманн и Феликс Зальтен. Ранее Шницлер жил на соседней параллельной улице, тогда Шпёттельгассе 7 (с 1918 г. — Эдмунд-Вайсс-Гассе).

С ХХ века писатель был одним из наиболее часто исполняемых драматургов на немецких сценах. С началом Первой мировой войны интерес к его произведениям снизился. Это было связано также с тем, что он был одним из немногих австрийских интеллектуалов, не поддерживавших разжигание войны и не выступавших с воинственными заявлениями.

Развод и выход на пенсию (1921 — 1931)

В 1919 году Шницлер познакомился с Хеди Кемпни. Это переросло в дружбу, которая продолжалась до самой смерти Шницлера. В 1921 г. он развёлся с Ольгой Шницлер, оставив с ней своих детей Генриха и Лили. С 1923 года овдовевшая писательница Клара Катарина Поллачек, урождённая Лёб (1875 — 1951), поддерживала со Шницлером «романтические отношения». Они много переписывались; также документально подтверждены многочисленные совместные походы в кино. В то время как отношения с Поллачек становились всё более сложными в последние годы его жизни, молодая переводчица Сюзанна Клаузер стала последней большой любовью Шницлера.

В 1921 г. по случаю премьеры пьесы Reigen, которая привела к театральному скандалу в Берлине в 1920/1921 гг. и затем в Вене, Шницлер был отдан под суд за причинение общественных неудобств, хотя венский Конституционный суд в конечном итоге вынес решение в пользу автора. После дальнейших выступлений в Вене Шницлер в 1922 г. обратился к своему театральному издателю с просьбой не разрешать больше выступлений. Его сын добился снятия запрета на постановку только в 1982 году.

В последующий период писатель становился всё более изолированным. В 1927 г. австрийская компания Radio Verkehrs AG (RAVAG) наложила на Шницлера, который предъявлял претензии по авторскому гонорару, «серьёзный запрет на радиовещание».

В последние годы своей жизни он, в основном, писал рассказы, в которых изображал судьбы отдельных людей на рубеже веков с психологической точки зрения.

Артур Шницлер умер от кровоизлияния в мозг 21 октября 1931 г. в возрасте 69 лет. На случай своей смерти он оговорил в своём завещании: «Сердечный удар! Никаких венков! […] Похороны по последнему разряду! Деньги, сэкономленные благодаря выполнению этих указаний, должны быть пожертвованы больнице. […] Никакого траура после моей смерти, абсолютно никакого!».

Он был похоронен 23 октября 1931 года на Центральном кладбище Вены в секции «Старый израэлит», ворота 1. Рядом лежат более молодые могилы Оскара Штрнада, Фридриха Торберга, Герхарда Броннера и Гарри Вебера. Могила внесена в список почётных захоронений Венского городского совета.

Художественная деятельность

Шницлер писал драмы и прозу (в основном, короткие рассказы), в которых фокусировался, прежде всего, на психологических процессах своих персонажей. Одновременно с проникновением во внутреннюю жизнь персонажей писателя читатель получает представление об обществе, которое характеризует эти фигуры и их психическую жизнь.

Сюжет произведений Шницлера в основном разворачивается в Вене на рубеже веков. Многие из его рассказов и драм не в последнюю очередь процветают за счёт местного колорита. Персонажи — типичные представители венского общества того времени: офицеры и врачи, художники и журналисты, актёры и легкомысленные денди и не в последнюю очередь милая девушка из пригорода, которая стала чем-то вроде опознавательного знака для Шницлера и одновременно клеймом для его противников, с помощью которого они хотели дискредитировать писателя как одностороннего.

Шницлера обычно интересует не изображение болезненных психических состояний, а интимные мысли и чувства обычных, среднестатистических людей с их обыденной жизнью, которой общество, полное неписаных запретов и предписаний, сексуальных табу и кодексов чести, бросает вызов более слабым из своих граждан.

Подобно Зигмунду Фрейду в психоанализе, Артур Шницлер поднимает те табу (сексуальность, смерть), которые примерно в то же время подавлялись буржуазным обществом. В отличие от Фрейда, Шницлер раскрывает природу этого общества и его участников не как (ранее) бессознательную, а как полубессознательную, например, во внутреннем монологе главного героя.

В произведениях Шницлера часто затрагиваются такие темы, как супружеская измена (например, в драме «Райген»), тайные интрижки и бабники («Анатоль»).

Не случайно Шницлер ввёл внутренний монолог в немецкоязычную литературу своей повестью «Лейтенант Густль» (1900 г.). С помощью этой особой перспективы он смог дать читателю более глубокое и непосредственное представление о внутренних конфликтах своих персонажей. Он также продолжил эту форму повествования в романе «Фройляйн Эльза». В романе Der Weg ins Freie и в пьесе Professor Bernhardi Шницлер обратился к проблеме сильного антисемитизма в Вене.

В то же время он является одним из величайших дневниковедов немецкоязычной литературы. С семнадцати лет и до двух дней до своей смерти он педантично вёл дневник, который был опубликован посмертно в период с 1981 по 2000 гг. в десяти томах, а с 2018 г. также доступен в интернете.

Наследство Шницлера

Большая часть имущества, состоящего, по оценкам, из 40 000 листов, была спасена от национал-социалистов благодаря деятельности проживавшего в Вене британского гражданина Эрика А. Блэколла, который обеспечил дипломатическую защиту материалов со стороны британской миссии в Вене. Во время нескольких обысков в доме нацистский режим с уважением отнёсся к тому факту, что (в отличие от жилых помещений Шницлера) у него не было законного доступа к материалам, хранившимся в отдельно стоящих подвальных комнатах виллы Шницлера: материалы были переданы Библиотеке Кембриджского университета на основании «пожертвования».

Проблема с «пожертвованием» заключалась в том, что оно было сделано разведённой женой Артура Шницлера, Ольгой, которая не имела на это полномочий. Законного владельца, сына Генриха, не было в Вене.

Поэтому во время и после Второй мировой войны Генрих Шницлер пытался вернуть это интеллектуальное достояние своего отца из Великобритании, но безуспешно. В статье, опубликованной в венской ежедневной газете Kurier 11 января 2015 г., Томас Тренклер классифицировал поведение британских властей и Кембриджского университета как экспроприацию с использованием чрезвычайной ситуации; имущество должно было быть возвращено семье. Затем внуки Михаэль и Петер Шницлеры объявили, что они вернут себе поместье.