Monday, October 7, 2024

История австрийского городка Вайдхофен-ан-дер-Ибс: центра металлургии и антисемитизма

«История австрийских городков» — это еженедельная рубрика, в которой мы изучаем историю небольших городов этой прекрасной и уютной страны. На этой неделе мы узнаем об истории замечательного городка Вайдхофен-ан-дер-Ибс. 

Вайдхофен-ан-дер-Ибс

Ва́йдхофен-ан-дер-Ибс (нем. Waidhofen an der Ybbs) — австрийский город в федеральной земле Нижняя Австрия. Его население составляет 11 222 жителя по состоянию на 1 января 2020 года. История города сформирована его многовековым положением центра обработки железа. В 2016 году он был удостоен почётного звания «Реформаторский город Европы» сообществом евангелических церквей Европы. «Город Реформации в Европе» (англ. European City of the Reformation, фр. Cité européenne de la Réforme) — почётное звание для европейских городов в истории деятельности Мартина Лютера и других протестантских богословов, инициировавших церковную Реформацию.

Мартин Лютер.

Название города 

Происхождение названия неясно. Согласно старой традиции, он происходит от Вайдхофа (нем. Waidhof) т. е. охотничьей резиденции — Jagdsitz епископов Фрайзинга. Более поздняя теория предполагает связь названия с животноводством.

Средневековье 

В 1033 году владения епархии Фрайзинга в районе нижнего Иббсталя, существовавшие ещё с 955 года, были расширены до границы Штирии благодаря пожертвованию императора Конрада II (990–1039 гг.). Первое упоминание названия waidhouen и a capella (то есть церковь) зафиксировано в 1186 году в подтверждающем документе папы Урбана III (1120–1187). В 1215 году термин «форум» (то есть рынок) впервые используется для Вайдхофена.

Важность замка, построенного в XII веке, изначально была очень низкой, так как административным центром районов Фрайзинга в верхнем районе Иббсталь был замок Конрадсхайм (нем. Burg Konradsheim), который располагался в 3 км от центра. Поскольку Фрайзинг Фогт Конрад II, граф фон Пайльштейн († 1195), который сам владел обширными землями на территории нынешней Нижней Австрии, построил этот замок без разрешения кредитора, вспыхнул правовой спор, который длился несколько поколений и закончился с исчезновением одной из сторон спора, после смерти последних побочных линий рода в 1218 году.

В последующие десятилетия город был сначала укреплён и расширен, как и планировалось, на стратегически выгодной террасе у слияния рек Ибс и Шварцбах. Вайдхофен не имеет свидетельства о регистрации города, но впервые он упоминается как civitas (город) в документе 1273 года.

Рудольф IV.

В ходе спора между Габсбургским герцогом Рудольфом IV (1339–1365) и Хохштифтом Фрайзингом замок Конрадсхайм и весь город были заняты в 1360 году Габсбургами. Замок был снесён при обстоятельствах, которые точно не были выяснены, поэтому после заключения мирного договора пять лет спустя уже довольно важный Вайдхофен стал резиденцией хранителей Фрайзинга и, следовательно, региональной юрисдикцией.

Епископ Фрайзинга Бертольд фон Вехинген, который также был канцлером Австрии, провёл основательную модернизацию системы обороны города между 1390 и 1410 годами (включая строительство 13 башен вдоль стен).

Кузнечный центр 

Добыча железной руды началась в Штирийском Эрцберге в XII веке. В Вайдхофене, на пересечении двух торговых путей (от Ybbstal и от Weyer im Ennstal), появились первые кузнецы. В 1236 году менестрель Нейдхарт фон Рейенталь отметил качество вайдхофнерского меча. Eisenwurzen как децентрализованная, но хорошо организованная экономическая область не появлялся до позднего Средневековья. В то время в этом регионе обрабатывалось 10 % европейского железа, а примерно в середине XVI века — даже 20 %.

Ferrum chalybsque urbis nuttymenta

«Железо и сталь питают город»

Наряду со Штайром, Вайдхофен стал самым важным центром обработки железа. Во времена расцвета в XIV–XV веках в городе работало 200 кузнецов из разных секторов, которые не только торговали товарами по всей Габсбургской империи, но и экспортировали их через Венецию на Ближний Восток. Девиз Вайдхофена был сформирован в это время: Ferrum chalybsque urbis nuttymenta — «Железо и сталь питают город». Признаками процветания этого времени являются позднеготический приходской костёл и уникальная дарохранительница с ножами.

Венгрия и Турция 

Многочисленные опасности угрожали городу на протяжении веков: венгры тщетно сражались у городских стен, а затем попытались осадить Вайдхофен. По «счастливой» для Средневековья случайности осада города провалилась из-за неожиданной смерти венгерского короля Матиаса Корвинуса (* 1443; † 1490).

Осада Вены в 1529 году. Гравюра Бартеля Бехама.

Самое яркое событие в истории города произошло в 1532 году: после первой турецкой осады Вены (1529) легковооружённые конные вспомогательные войска (Akıncı) двинулись вперёд в Нижнюю Австрию, чтобы опустошить страну в своего рода войне террора. 500 вооружённых людей, которых удалось собрать Вайдхофену, без каких-либо серьёзных боевых действий заставили врага обратиться в бегство. Им пришлось оставить богатую добычу. Также они оставили своих пленников, но большинство из них было убито заранее. На средства фонда «Сокровище турка» городская башня была увеличена до 50 метров. В историографии Вайдхофена, особенно в XIX – начале ХХ веков, это событие было стилизовано под героическое испытание Вайдхофена.

Упадок в XVI веке 

В XVI веке произошёл экономический упадок города. Вызван он был тем, что новый император Максимилиан I (* 1459; † 1519) больше благоволил к княжескому городу Штайр в условиях жёсткой конкуренции по обработке металла. Сообщается также о серьёзных городских пожарах и вредителях в этот период. Кстати, о Штайре мы уже рассказывали вам в отдельном материале про историю города, а также в фоторепортаже. 

Самая крупная катастрофа в Вайдхофене произошла в ходе Реформации: в связи с обширными торговыми отношениями многочисленные молодые жители Вайдхофена были зачислены в Университет Виттенберга в Саксонии. Один из них, драматург Поль Ребхун, даже стал близким соратником Мартина Лютера. Новые идеи быстро закрепились в Вайдхофене, и в конце XVI века город был в основном протестантским. При этом город действовал как де-факто независимый от Фрайзинга. Воспользовавшись растущей Контрреформацией, епископу удалось привлечь на свою сторону суверена, и в 1587/88 году весь протестантский городской совет был свергнут имперской комиссией и изгнан из страны. Городской служащий Вольф Эбенпергер, лидер протестантской общины, был заключён в башню замка в ужасных условиях, где и скончался через два года. Хранители Фрайзинга бескомпромиссно проводили повторную католицизацию, особенно в начале XVII века. Многие семьи кузнецов эмигрировали в протестантские районы. Почти половина домов была пуста. 

Waidhofen an der Ybbs. 1702 год.

Контрреформация и время расцвета XVIII века 

В XVII веке за Вайдхофеном следило несколько пасторов, работа которых привела к внутреннему обновлению общественной жизни города. Бернхард и Огюстен Покштайнер имели выдающееся значение. Строительные проекты этого периода включают преобразование в стиле барокко больничной церкви, приходской церкви, расширение Мариенкапеллы и возведение Марианской колонны. В экономическом плане дела снова пошли в гору с появлением гидравлических кузнечных молотов, переходом на производство кос и постоянным включением Вайдхофена в производство продуктов питания для Эрцберга. В период расцвета XVIII века ежегодно производилось 360 000 кос и 200 000 серпов.

Кризис, антисемитизм и переориентация в XIX и XX веках 

В 1786 году функцию городского судьи как высшего представителя города сменила должность мэра. Правление Фрайзинга закончилось в 1803 году, и «Байриш Вайдхофен» стал частью семьи Габсбургов.

XIX век принёс Вайдхофену тяжёлые времена: в 1809 году население города в течение восьми месяцев заботилось о 40 тысячах французских солдат. После французских войн развивающийся экономический кризис нанёс серьёзный удар по торговле. И, наконец, с 1860 года индустриализация привела к исчезновению мелкой чёрной металлургии с переходом на минеральный уголь вместо древесного угля, паровыми двигателями вместо гидроэнергии и строительством железных дорог, которые лишили долины основных транспортных магистралей. Несмотря на некоторые попытки спасения, такие как открытие учебно-исследовательского института обработки металлов (1890 г.) и строительство узкоколейной канатной дороги Ybbstalbahn (1896–1899) будущее принадлежало крупным компаниям, таким как Böhler-Werke.

Ybbstalbahn.

В XIX веке укрепления пришли в упадок и были окончательно снесены, чтобы освободить место для растущего города. В 1868 г. районная администрация была перенесена в процветающий в то время город Амштеттен. В качестве компенсации Вайдхофен стал автономным городом со своим статутом. В 1872 году была открыта железная ветка Kronprinz-Rudolfs-Bahn, которой Вайдхофен был связан с железнодорожной сетью монархии. Тогда Вайдхофен смог добиться определённого значения в сфере туризма как летний курорт. Либеральный мэр Теодор Фрайхер фон Пленкер (занимавший этот пост с 1894 по 1911 год) внёс большой вклад в переориентацию города.

Из-за упадка чёрной металлургии в Айзенвурцене в конце XIX  века весь регион обеднел. Семья Ротшильдов стала крупнейшими землевладельцами в Нижней Австрии в районе Вайдхофен и Гейминг, построила замок Вайдхофен и финансировала инфраструктурные, школьные и культурные проекты. Они также стали инициаторами туризма в регионе через пешие походы, катание на лыжах и велосипедные туры. Несмотря на это обстоятельство и возобновление расцвета региона, особенно Вайдхофена, отставшего от растущего железнодорожного города Амштеттен, регион стал образцом антисемитизма в Австрии. 

Георг фон Шенерер.

24 мая 1890 года в Вайдхофене была основана антисемитская Ассоциация Вайдхофена (нем. Waidhofener Verband). Местные немецкие гимнасты, певцы и владельцы гостиниц встретились, чтобы реализовать расистскую программу Георга фон Шенерера в своих уставах. В 1893 году они приняли резолюцию Вайдхофнера, согласно которой всех еврейских профессоров и студентов необходимо было исключить из вовлечённых связей. В 1896 году был провозглашён принцип Вайдхофена, согласно которому «еврейские студенты бесчестны, лишены характера и всякой чести, и, следовательно, им не должно предоставляться никаких документов». Теодор Герцль, которого обычно считают основателем сионизма, изначально был представителем немецкого национального братства. Только когда он был исключён из своей ассоциации из-за решения Вайдхофена, он начал кампанию за еврейский народ и яростно потребовал создания еврейского государства в Израиле. Он выразил эту точку зрения в 1896 году в своей книге «Der Judenstaat» («Еврейское государство»).

Эта книга продается сегодня за 5 евро.

В июле 1919 года рабочие из Иббсталя прошли маршем к Вайдхофнер Ратхаус и потребовали изгнания всех евреев из города, затем к Бундесконвикту, где они потребовали выгнать всех еврейских школьников и бизнесменов, и к замку Ротшильдов. Это событие в Вайдхофене стало образцом для всей Австрии.

В последние несколько десятилетий туризм играет всё более важную роль в жизни города. В 2018 году был принят план мероприятий по восстановлению исторического центра.

О проекте:

Меня зовут Анатолий. Я автор проекта «Жизнь эмигранта». В 2017 году я эмигрировал с семьёй из Краснодара в Австрию. Мы с женой работаем в маркетинге, а для помощи тем, кто хотел бы переехать, создали сайт Emigrants.life.
Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Telegram , Facebook , Instagram, Twitter , а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram .

Последние материалы

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com