Thursday, September 12, 2024

Как прошла большая венская выставка Северного Возрождения

Вена — один из крупнейших культурных центров Европы и, возможно, даже всего мира. Здесь проходят невероятные выставки, концерты, театральные и музыкальные постановки последние лет 300. И этот город создаёт условия, вкладывает финансы и привлекает всё новых и новых авторов, продолжая удивлять как жителей, так и гостей столицы. Этой весной в Вене прошла невероятная выставка, посвящённая целой эпохе, включающей творчество 3 великих художников. Называется она Holbein. Burgkmair. Dürer. Renaissance in the North, или «Гольбейн. Бургкмайр. Дюрер. Возрождение на Севере». Об этом мы поговорим сегодня.

Австрийцы стремятся делать всё хорошо, в том числе и выставки. Обычно их задача не просто дать что-то знаменитое и известное, на что пойдёт народ — видимо, проблем со зрителем в Вене не существует. В Австрии любят выделиться чем-то особенным и уникальным. Каждая из выставок, что проходила за годы моей жизни в альпийской стране, представляла собой большую кропотливую работу специалистов, не просто показывающих картины, а рассказывающих об отдельной истории целой эпохи, исторической личности или жизни государства. 

Holbein. Burgkmair. Dürer является как раз той исключительно научно-исторической работой, о которой можно долго рассказывать. Но мы постараемся уложиться в разумные рамки. Главным моментом данного мероприятия является прекрасная возможность познакомиться с захватывающими работами Гольбейна, Бургкмайра, Дюрера и узнать, как Аугсбург стал родиной Северного Возрождения. На выставке в Вене было представлено более 160 картин, скульптур и других произведений из многих важнейших коллекций Европы и Соединённых Штатов Америки. Работы собирались со всего мира, чтобы исчерпывающе раскрыть зрителям тему Возрождения на Севере. 

Ганс Гольбейн-старший и Ганс Бургкмайр считаются наряду с Альбрехтом Дюрером предшественниками ренессансной живописи в Германии. Процветающий имперский и торговый город Аугсбург был важным центром в этот художественный золотой век. Так что, придя в знаменитый Венский музей истории искусств (нем. Kunsthistorisches Museum Wien), вы попадаете в историю развития художественных стилей, техник и работ разных авторов.

Механизм предоставления информации простой и понятный. Около каждой картины можно найти QR-code со ссылкой на конкретную страницу, перейдя на которую можно прочесть не только о самой картине, но и о том времени, истории, развитии художественного искусства. Материалы представлены на немецком и английском языках, и вся информация находится в открытом доступе для всех желающих вот по этой ссылке. Разве это не потрясающе? 

Для меня же эта выставка была интересна двумя составляющими. Во-первых, переводя огромное количество материалов для проекта «Жизнь эмигранта», я многое знал о временном периоде, которому была посвящена эта выставка. Но знал, скорее, со стороны дома Габсбургов, а также истории австрийских городов.

Здесь же описывалось время и роль Аугсбурга как центра истории, финансов и власти. На протяжении всей выставки чувствовалась важная мысль: «где есть деньги и власть, там всегда найдётся место прекрасному». Можно сказать, что организаторы буквально показывали всем зрителям, как работает пирамида Маслоу в реальности. 

Около 1500 года Аугсбург являлся одним из важнейших экономических и культурных центров к северу от Альп. Это было обусловлено выгодным географическим положением города и прежде всего тесными связями императора Максимилиана I с торговыми домами Аугсбурга, особенно с домом Фуггеров. Они давали правителю ссуды для финансирования императорских сеймов и военных кампаний, а взамен могли оказывать влияние на имперскую политику. Растущее благосостояние города привлекало всё большее число купеческих семей, которые также принимали участие в морских путешествиях за пределы Европы, получая прибыль от торговли «экзотическими» товарами и специями.

Важно упомянуть, что Максимилиан I был королём Германии (римский король) с 16 февраля 1486 года, императором Священной Римской империи с 4 февраля 1508 года, эрцгерцогом Австрийским с 19 августа 1493 года. Его называли реформатором государственных систем Германии и Австрии и одним из архитекторов многонациональной державы Габсбургов, распространившейся не только на половину Европы, но и на заморские колонии. Его роль и влияние на то, какой впоследствии стала Австрийская империя, сложно переоценить.

Выставка же рассказывает нам эту историю власти и денег через картины и развитие культуры в те годы. Я бы настоятельно рекомендовал посмотреть сайт, чтобы больше узнать о том периоде, так как мне бы не хотелось пересказывать его в этой статье. К примеру, из материалов выставки я узнал, что в середине XVI века в центре Европы существовало городское управление Аугсбурга, регулируемое конституцией городского совета, образцом для которой послужила древняя Римская республика.

Представьте, что ремесленники были организованы в гильдии, имевшие в соответствии с «конституцией гильдий» политическое влияние и осуществлявшие власть над производством и торговлей. Это был институт имперского города с многовековой традицией, который был упразднён императором Карлом V в 1548 году.

Скажу одно: после посещения этой выставки я узнал действительно много нового об истории Европы в целом, нежели какой-то отдельной страны; о том, как даже в Средние века отсутствие абсолютной власти резко приводило к развитию общества, торговли и в конечном итоге культуры. 

Также мне было приятно увидеть те самые картины и работы разных авторов, что я использовал в своих статьях ранее. Ещё в далёком 2019 году у меня вышел материал об истории австрийских городов, где роль Максимилиана I была значительной. В этих работах я использовал свободные изображения из Википедии, а сегодня я видел картины собственными глазами.

Когда мы продвигались от зала к залу, открывались всё новые периоды жизни Аугсбурга и его населения: появление технологий, бурное развитие общества. Всё это предстаёт перед твоим взором каждый раз, когда ты останавливаешься около одного из шедевров. 

Разглядывая чей-то портрет, ты также узнаешь о роли кредитов в XVII веке в Аугсбурге или том, как была выстроена международная торговля. Причём около многих картин можно увидеть важные подсказки, которые раскрывают весь смысл того или иного произведения и даже целой эпохи. 

Сочетание политики, культуры, финансов, науки — всё это было в Аугсбурге почти 500 лет назад. Перед нами колыбель европейской культуры, которая, по моему мнению, повлияла на историю развития европейского мира. Сколько тайн, скандалов можно увидеть в этом историческом отрезке. А о скольких мы ещё даже не знаем. 

Моему восхищению не было и не будет предела. Так что эта выставка как настоящее произведение искусства переживёт не один десяток лет. Можно лишь долго изучать страницы истории, уточнять участников этого процесса и представлять, как же в действительности жили люди в то самое время. 

Мне понадобился не один час для того, чтобы обойти все залы и прочитать обо всех пяти важных информационных блоках, в которые были объединены работы на этой выставке. 

Это глубокая, наполненная знаниями выставка с невероятно простой подачей информации, которую поймёт даже человек в самом юном возрасте. Здесь удачное сочетание хорошего сторителлинга и фактов и, конечно же, визуального подкрепления. Всё это невероятной труд, что был проделан командой Венского музея истории искусств. Уходить оттуда просто не хотелось, и, когда начнётся следующая выставка, я обязательно запланирую на неё весь выходной день. 

О проекте:

Меня зовут Анатолий. Я автор проекта «Жизнь эмигранта». В 2017 году я эмигрировал с семьёй из Краснодара в Австрию. Мы с женой работаем в маркетинге, а для помощи тем, кто хотел бы переехать, создали сайт Emigrants.life.
Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Telegram , Facebook , Instagram, Twitter , а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram .

Последние материалы

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com