Sunday, April 14, 2024

Виктор Тильгнер — знаменитый австрийский скульптор и создатель памятника Моцарту

Вена — место рождения и становления европейского представления о прекрасной жизни империи. Несмотря на то, что все империи рано или поздно распадаются, некой невероятно высокой ценой за время их существования они могут позволить себе создать множество великих произведений. Есть деньги, значит, есть возможность воспитать талантливых вундеркиндов. Одним из таких творцов был Виктор Тильгнер, который буквально создал часть той имперской Вены, которую мы знаем сегодня. О нём мы поговорим более подробно в этом материале. 

Виктор Оскар Тильгнер

Виктор Оскар Тильгнер (нем. Viktor Oskar Tilgner) был австрийским скульптором и портретистом. Он является главным представителем необарокко в скульптуре венской Рингштрассе.

Виктор Тильгнер родился в Братиславе 25 октября 1844 года. Он был сыном капитана Карла и Иды Тильгнеров. Ещё в детстве будущий скульптор переехал в Вену и с тех пор был связан с этим городом. Его талант рано распознал скульптор Франц Шёнталер, который также стал его первым учителем.

Сначала Тильгнер начал учиться у Франца Бауэра в Академии изящных искусств в Вене, но вскоре перешёл к тирольскому скульптору Йозефу Гассеру, чья близость к скульптурам святых пробудила «барочный» интерес начинающего творца и познакомила его с практической работой. В то же время медальер Йозеф Даниэль Бём познакомил Тильгнера с искусством чеканки.

На реалистичный академизм Виктора Тильгнера повлиял Ханс Макарт, ведущий художник эпохи Рингштрассе, с которым он в 1874 году совершил поездку в Италию. Скульптор также общался с Иоганном Штраусом и входил в круг художников, окружавших Карла Графа Ланкоронского. Кроме того, на Тильгнера оказал сильное влияние французский скульптор Жан-Батист Гюстав Делуа, который приезжал в Вену в 1873 году в рамках Всемирной выставки.

Более 20 последних лет своей жизни Виктор Тильгнер занимал студию в боковом крыле дворца Шварценберг, по адресу: Heugasse 1 (сегодня: Prinz-Eugen-Straße 1), Vienna-Landstraße. Это помещение ранее использовалось как оранжерея. Квартира художника располагалась неподалёку, по адресу: Wohllebengasse 1, Vienna-Wieden.

Тильгнер, который за день до своей смерти всё ещё находился в строительной мастерской у памятника Моцарту, несмотря на больное сердце, которое уже давно давало о себе знать, скончался от сердечного приступа в своей квартире утром 16 апреля 1896 года. Через день после его смерти врачом было выполнено пожелание, высказанное покойным при жизни, чтобы в случае внезапной смерти ему воткнули нож в сердце.

18 апреля 1896 года, после первого благословения в (переполненной) Карлскирхе, процессия сделала остановку в Венском Кюнстлерхаусе, где его директор Юлиус Дайнингер (1852 — 1924) и Рудольф Вейр (1847 — 1914), Клуб пластики, произнесли прощальные слова, после чего Виктор Тильгнер был похоронен в присутствии его вдовы Марианны и брата Оскара в почётной могиле на Центральном кладбище Вены. 3 октября 1897 года Тильгнера тихо перезахоронили в почётной могиле на Центральном кладбище Вены (группа 14 A, номер 28). Надгробный памятник, установленный по этому случаю, был заказан его вдовой у сотрудников студии Тильгнера в качестве их последней работы и был основан на эскизе, когда-то сделанном покойным.

Работы

Памятник Вольфгангу Амадею Моцарту в венском Бурггартене считается главной работой Тильгнера и одновременно его последней. Изначально скульптура была создана для площади перед Альбертиной. Анимированные фигуры путти на цоколе, олицетворяющие силу музыки Моцарта, стилистически напоминают модерн. Работа была открыта через несколько дней после смерти Тильгнера.

Среди других его произведений — архитектурные скульптуры для придворных музеев, Бургтеатра, Нового Хофбурга и Виллы Гермес, а также несколько фонтанов (фонтан Тильгнера в Фольксгартене, 1877 г.), памятников (памятник Верндлю в Штайре, 1894 г.) и погребальных монументов. Он также известен своими портретными бюстами (в том числе Педро Кальдерона де ла Барка, Шекспира, Мольера, Готхольда Эфраима Лессинга, Гёте, Фридриха Шиллера, Фридриха Геббеля, Франца Грильпарцера и Фридриха Хальма для Бургтеатра) и многими медальонами.

Большая часть имущества Тильгнера досталась его родному городу и сегодня находится в Городской галерее Братиславы. Его работы украшают все важные здания на венской Рингштрассе и других площадях.

Скульптурная группа для компании The Equitable

Основанная в 1859 году, американская страховая компания The Equitable Life Insurancy Company (ныне AXA-Equitable) в 90-ых годах прошлого века расширила свою деятельность в Европе и Австралии. Пять современных и великолепных зданий были возведены в центрах следующих мегаполисов: Вена, Мадрид и Берлин в 1891 г., Сидней в 1895 г. и Мельбурн в 1896 г.; и для украшения главных ворот была выбрана представительная скульптура в лице Виктора Тильгнера, который в то время был хорошо известен в Вене (предположительно, ещё и потому, что проект был разработан австрийским архитектором Эдвардом Э. Рахтом), взявшим для своей скульптуры группу из трёх человек. В центре находится так называемая Равноденствующая, которая напоминает римскую повитуху и защитно держит руки над ребёнком слева, и женщина с новорождённым ребёнком справа. Названия работ: Equitable, Schützerin der Armen und Verwaisten на немецком, Charity being kind to the poor на английском и La caridad se compadece de los pobres на испанском.

Скульптуры были отлиты из бронзы пять раз на заводе Артура Круппа Berndorfer Metallwarenfabrik (племянника Альфреда Круппа). Четыре группы существуют до сих пор: в Вене — Palais Equitable на Stock-im-Eisen-Platz и в Сиднее — City Recital Hall на George St. 

Статуи в Мельбурне (изначально здание Equitable Building на углу улиц Коллинз и Элизабет, затем подаренное Школе архитектуры Маунт-Марта в 1959 году и установленное на парковке South Lawn Carpark в 1981 году) и в Мадриде (первоначально Дворец равенства на углу улиц Севилья и Алькала, с 1921 г. на площади Кампильо-дель-Мундо-Нуэво) несколько раз меняли своё местоположение. Никакой информации о статуе, которая предназначалась для Берлина, найти не удалось. Также неизвестно, достигла ли она своего конечного пункта назначения. Equitable-Palast на углу Фридрих и Лейпцигерштрассе полностью разрушен во время Второй мировой войны

Статуя в Мадриде с неправильной надписью

Есть одна история о статуе Тильгнера в Мадриде. После того, как американская страховая компания ушла из Испании в 1916 году, здание было передано в руки испанского банка Banesto, который в конце 1920 года подарил скульптуру муниципалитету Мадрида. На тот момент происхождение этой группы, видимо, забылось, и в ходе поисков автора на статуе обнаружили подпись литейщика Артура Круппа Berndorfer Metallwarenfabrik, и было ошибочно предположено, что А. Крупп — художник. Последующая ошибка транскрипции (ru = ni) в фамилии привела к тому, что в качестве создателя работы на табличке на постаменте был указан несуществующий немецкий скульптор А. Книпп.

О проекте:

Меня зовут Анатолий. Я автор проекта «Жизнь эмигранта». В 2017 году я эмигрировал с семьёй из Краснодара в Австрию. Мы с женой работаем в маркетинге, а для помощи тем, кто хотел бы переехать, создали сайт Emigrants.life.
Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Telegram , Facebook , Instagram, Twitter , а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram .

Последние материалы

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com