Когда знакомишься с судьбой Райнера Мария Рильке, кажется, что человек прошёл именно тот путь, который хотел. Но если вчитаться внимательно в каждый шаг его жизни, складывается впечатление, что даже положительные решения и удачные стечения обстоятельств не приносили ему достаточно радости в жизни. О нём мы и поговорим сегодня.
Райнер Мария Рильке
Райнер Мария Рильке (нем. Rainer Maria Rilke) — австрийский поэт немецкого и французского языков.
Детство (1875 — 1886)
Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке родился 4 декабря 1875 года в Праге. В то время Прага, как и вся Богемия, принадлежала Австро-Венгрии; жители Богемии имели старое австрийское подданство. Он был вторым ребёнком в семье Йозефа Рильке (1839 — 1906) и Софи Рильке, урождённой Энтц (1851 — 1931). Род его отца происходил из Тюрмица на севере Богемии, а мать — из богатой семьи пражских фабрикантов.
Детство Рильке не было счастливым. Его отец не добился успеха в военной карьере, к которой стремился, и стал железнодорожным чиновником. Не оправдались надежды матери на богатую жизнь в браке. Она также не смогла справиться с ранней смертью старшей дочери, которая умерла преждевременно в 1874 году, через неделю после свадьбы (в мае 1873 года). Она сблизилась со своим единственным сыном и заставила его взять на себя роль умершей сестры. До шести лет Рильке воспитывался как девочка; на ранних фотографиях он запечатлён с длинными волосами в маленьком платьице. Отношения между матерью и сыном были омрачены этим.
В возрасте шести лет Рильке посещал католическую начальную школу, которую содержали пиаристы в самом престижном районе Праги. Хотя он был довольно болезненным мальчиком, его успеваемость в течение четырёх лет обучения в школе была хорошей. В 1884 году брак его родителей распался, и с тех пор они жили отдельно, не разводясь. Некоторое время ребёнка воспитывала одна мать, после чего родители отправили его в военную гимназию в Санкт-Пёльтене.
Образование (1886 — 1896)
С 1886 года Рене, одарённый в поэзии и рисовании, посещал военную академию в Санкт-Пёльтене в Нижней Австрии, готовясь к офицерской карьере. Навязанная военная подготовка была противна артистичному мальчику. Через шесть лет он прервал военное обучение из-за болезни. Затем он поступил в коммерческую академию в Линце, Верхняя Австрия.
В мае 1892 года он был вынужден покинуть Линц из-за любовной связи с няней, которая была старше его на несколько лет. Это означало, что после военной карьеры о деловой не могло быть и речи. Вернувшись в Прагу, Рильке с 1892 по 1895 год брал частные уроки, чтобы подготовиться к экзаменам на степень A, которые он сдал в 1895 году. В том же году он начал изучать литературу, историю искусств и философию в Карловом университете в родном городе. В следующем году он перешёл на юридический факультет и с сентября 1896 года продолжил обучение в Университете Людвига Максимилиана в Мюнхене.
1897 — 1902
Рильке впервые посетил Венецию в марте 1897 года. 12 мая 1897 года в Мюнхене он познакомился с хорошо образованной интеллектуалкой и писательницей Лу Андреас-Саломе и влюбился в неё. Он также сменил своё имя с Рене на Райнер, поскольку Андреас-Саломе считала это имя более подходящим для писателя-мужчины. Интенсивные отношения с пожилой и замужней женщиной продолжались до 1900 года. Даже после разрыва, до конца жизни Рильке, Лу Андреас-Саломе оставалась его самым важным другом и советчиком. Немалую роль в этом сыграли её психоаналитические знания и опыт, которые она приобрела у Зигмунда Фрейда в 1912 — 1913 годах. Фрейд сообщал, что «она являлась одновременно музой и заботливой матерью для великого поэта Райнера Марии Рильке, который был совершенно беспомощен в жизни» (Памятные слова Зигмунда Фрейда, 1937).
Осенью 1897 года Рильке последовал за Лу Андреас-Саломе в Берлин и поселился в квартире по соседству с ней. В Берлине он познакомился с братом и сёстрой Матильдой и Карлом Густавом Фольмёллер по случаю чтения Стефана Георге в доме супругов-художников Сабины и Рейнхольда Лепсиус. В 1898 году он отправился на несколько недель в Италию. Во время своего пребывания во Флоренции в 1898 году Рильке подружился с Генрихом Фогелером и теперь приехал в Ворпсведе в качестве гостя Фогелера.
В последующие два года он дважды посетил Россию: в 1899 году вместе с супругами Андреас он побывал в Москве, где познакомился со Львом Толстым. С мая по август 1900 года последовала вторая поездка в Россию с Лу Андреас-Саломе, в Москву и Санкт-Петербург, а также через всю страну и вверх по Волге. Во время этой поездки они случайно встретились с Борисом Пастернаком, который написал об этой встрече в автобиографической повести.
Осенью 1900 года, сразу после того, как Андреас-Саломе решила расстаться с ним, Рильке нанёс длительный визит Генриху Фогелеру в Ворпсведе. Фогелер организовывал воскресные встречи в Белом зале своего дома Баркенхофф, которые посещали художники Отто Модерсон и его жена Паула Модерсон-Беккер, писатель Карл Гауптман и скульптор Клара Вестхофф.
Райнер Мария Рильке и Клара Вестхофф поженились в Бремене 28 апреля 1901 года. Их дочь Рут (1901 — 1972) родилась 12 декабря 1901 года. Летом 1902 года Рильке отказался от их общей квартиры и отправился в Париж, чтобы написать монографию о скульпторе Огюсте Родене. Отношения между Рильке и Кларой Вестхофф продолжались всю его жизнь, но он не был человеком для буржуазной и локализованной семейной жизни. В то же время его мучили финансовые проблемы, которые с трудом удавалось облегчить только за счёт заказных работ.
1902 — 1910: средний творческий период
Первый период жизни в Париже был сложным для Рильке, поскольку чужой город таил в себе множество ужасов. Позднее он изложил эти переживания в первой части своего единственного романа «Записки Мальте Лаурид Бригге». В то же время знакомство с модернизмом дало ему множество стимулов: сначала Рильке интенсивно изучал скульптуры Огюста Родена, затем — работы художника Поля Сезанна. В эти годы Париж всё больше становится основным местом жительства поэта. В 1905 — 1906 годах он в течение восьми месяцев работал секретарём у Родена, который также был для него идеализированной фигурой отца. В мае 1906 года Роден неожиданно уволил его. Незадолго до этого умер отец Рильке.
С 1906 года контакты Рильке с Матильдой и Карлом Густавом Фольмюллерами усилились. Сначала он несколько раз пользовался парижской студией Матильды Фольмюллер в её отсутствие. В то же время Рильке пытался навестить Карла Густава Фольмюллера на его вилле в Сорренто во время своей поездки в Италию в 1907 году. Только на Пасху 1908 года Рильке и Фольмюллер снова встретились во Флоренции. Рильке несколько дней гостил во флорентийской резиденции Фольмюллера, ренессансной вилле Джилли-Поццино. В последующие годы они несколько раз встречались в Париже. Важнейшими поэтическими плодами парижского периода стали «Новые стихи» (1907), «Новые стихи — другая часть» (1908), две поэмы «Реквием» (1909) и роман «Записки Мальте Лауридса Бригге», начатый ещё в 1904 году и завершённый в январе 1910 года.
Рильке стал самым важным современным автором для лейпцигского издательства Insel Verlag, которое в 1905 году возглавил Антон Киппенберг.
1910 — 1919: внутренние и внешние потрясения
После завершения работы над «Записками Мальте Лауридса Бригге» в Лейпциге в 1910 году у Рильке начался глубокий творческий кризис, который продолжался двенадцать лет. Он занимался переводами литературных произведений с французского, в том числе «Кентавра» Мориса де Герена. В поисках нового вдохновения он впервые начал интенсивно изучать классиков, например, произведения Гёте и Шекспира. Он начал «Дуинские элегии» в 1912 году, но смог закончить их только в феврале 1922 года. Своим названием этот цикл стихотворений обязан пребыванию Рильке в замке Дуино принцессы Марии фон Турн-унд-Таксис под Триестом с октября 1911 по май 1912 года.
В 1912 году вышло новое издание лирической сказки Корнета Кристофа Рильке Die Weise von Liebe und Tod под номером 1 в издательстве Insel-Bücherei, с которым это произведение получило большой тираж и необычайную популярность, после того как в 1906 году оно было довольно неудачно издано в качестве коллекционного издания первым издателем Рильке Акселем Юнкером.
В начале 1916 года Рильке призвали в армию, и он должен был пройти базовую военную подготовку в Вене, где его разместили в казармах Брайтензее. Благодаря заступничеству влиятельных друзей он был переведён на работу в военные архивы, а через некоторое время и вовсе уволен. Во время пребывания в Вене он также переживал революционные движения в городе. Травматический опыт военной службы оставил Рильке почти безмолвным как поэта.
1919 — 1926: поздние работы
11 июня 1919 года Рильке отправился из Мюнхена в Швейцарию. Внешним поводом послужило приглашение на лекцию из Цюриха, но на самом деле причиной было желание вырваться из послевоенной суматохи и возобновить работу над «Дуинскими элегиями», которая была прервана на столь долгое время. В Цюрихе он познакомился с Нанни Вундерли-Волкарт (1878 — 1962), щедрой покровительницей, не только поддерживающей Рильке материально с 1919 года до самой смерти, но и предоставляющей ему комфортные места для проживания и желаемый сервис. Их интимные и доверительные отношения нашли отражение в оживлённом обмене письмами, некоторые из которых были опубликованы в 1977 году. По просьбе Рильке она также поддерживала его любовницу, разведённую мать двоих детей без гроша в кармане, Баладину Клоссовскую.
Поиск подходящего и недорогого жилья оказался очень трудным. Рильке жил в Соглио, Локарно, Берг-ам-Ирхеле и других местах. Только летом 1921 года он обрёл постоянный дом в Шато-де-Мюзо, небольшом замке над Сьерром в кантоне Вале. В 1920 году Рильке подписал контракт с издателем Эмилем Ронигером на выпуск книги с иллюстрациями Mitsou, опубликованной в 1921 году. В мае 1922 года двоюродный брат няни Вундерли, меценат Вернер Райнхарт (1884 — 1951), приобрёл шато и передал его поэту в безвозмездное пользование.
Рильке закончил «Дуинские элегии» в течение нескольких недель в феврале 1922 года во время интенсивного творческого периода. Две части цикла стихотворений «Сонеты к Орфею» также были написаны в это время. Оба стихотворения относятся к самым ярким произведениям Рильке.
С 1923 года Рильке пришлось бороться с серьёзными проблемами со здоровьем, что потребовало нескольких длительных пребываний в санатории. Его нахождение в Париже с января по август 1925 года также было попыткой спастись от болезни путём переезда и смены условий. Тем не менее, в последние годы жизни, с 1923 по 1926 год, он написал множество отдельных стихотворений (например, «Гонг» и «Мавзолей») и обширную экзофоническую лирическую работу на французском языке.
В январе и феврале 1926 года Рильке написал три письма противнице Муссолини Аурелии Галларати Скотти в Милан, в которых восхвалял правление Бенито Муссолини и прославлял фашизм как лекарство. Рильке не забывал о роли насилия. Он был готов смириться с определённым, временным применением насилия и лишением свободы. Кроме того, перед лицом несправедливости необходимо было действовать. Он считал Италию единственной страной, в которой всё было хорошо и которая находилась на подъёме. Муссолини стал архитектором итальянской воли, создателем нового творения, пламя которого разгорелось от старого огня. «Счастливая Италия!» — провозгласил Рильке, отвергая идеи свободы, гуманизма и Интернационала.
Незадолго до смерти у Рильке была диагностирована лейкемия в малоизвестной в то время форме. Поэт умер 29 декабря 1926 года в возрасте 51 года в санатории Вальмон-сюр-Террит близ Монтрё и был похоронен 2 января 1927 года — в соответствии с его пожеланиями — недалеко от последнего места жительства на горном кладбище Рарон (Швейцария). На его надгробии нанесено изречение, написанное и выбранное самим Рильке:
- Rose, oh reiner Widerspruch, Lust,
- Niemandes Schlaf zu sein unter soviel
- Lidern.
Поэтическое творчество
Под влиянием философов Шопенгауэра и, прежде всего, Ницше, с трудами которого он познакомился в раннем возрасте, творчество Рильке характеризуется резкой критикой как потусторонней направленности христианства, так и односторонней научно-рациональной интерпретации мира. Короткое путешествие на Восток, которое он совершил в 1911 году в Тунис, Египет и Испанию, привело его к соприкосновению с миром ислама, влияние которого на его мировоззрение и творчество уже было очевидным. Рильке почувствовал сильную тягу к арабскому языку. Ислам был для него религией «нескрываемого пространства», чистого ощущения творения: землю можно было воспринимать как «чистую звезду». Таким образом, творение земли может выглядеть чистым и неприкрытым.
К ранним произведениям Рильке относятся тома стихов Wegwarten, Traumgekront и Advent. С томом Mir zur Feier (1897/1898) он впервые обратился к систематическому исследованию внутреннего мира человека. Неопубликованный сборник стихов Dir zur Feier (написан в 1897/1898 годах) — это единственное признание в любви к почитаемой Лу Андреас-Саломе. В 1899 году он написал короткое прозаическое произведение Die Weise von Liebe und Tod des Cornets Christoph Rilke.
Книга Часов (нем. Das Stunden-Buch), названная в честь традиционных средневековых молитвенников, является первой изюминкой его раннего творчества и выражает пантеистический образ Бога. Этот цикл стихотворений с искусно переплетёнными рифмующимися группами и плавным ритмом является одним из главных произведений литературного модерна. К этому же творческому периоду можно отнести сборник стихов «Книга образов» (нем. Das Buch der Bilder), опубликованный в 1902 году и дополненный в 1906 году многочисленными стихотворениями в стиле импрессионизма.
Философия Ницше, с которым также общались оба близких друга Лу Андреас-Саломе, оказала значительное влияние на Рильке в годы рубежа веков. Познание реальности без утешений о загробной жизни или романтизма общественного развития также сформировало миропонимание Рильке. Об этом говорят интенсивные наблюдения за природой, а также за поведением и эмоциональной жизнью людей. Всё это сформировало «мир» Рильке, в котором соединились внешний и внутренний миры.
Из произведений среднего периода между 1902 и 1910 годами выделяются прежде всего «Новые стихи» и роман «Записки Мальте Лаурид Бригге». В этих произведениях Рильке обращается к миру базового человеческого опыта, но теперь уже не через наблюдение за внутренней жизнью, а через символическое отражение этой внутренней жизни в переживаемых вещах, что отодвигает тему. Так возникли его «стихи о вещах», в том числе «Голубая гортензия», «Пантера» и «Архаический торс Аполлона», в которых получил дальнейшее развитие литературный символизм. Эта концепция мира явно включает в себя болезненные и чуждые аспекты жизни: уродство, болезнь, страсть и смерть.
В позднем творчестве (1912 — 1922) Рильке придаёт поэтическую форму своему утверждению жизни в циклах «Дуинские элегии» и «Сонеты к Орфею» и обращается ко всему бытию, которое включает в себя жизнь и смерть. Стихи последних лет делятся на разные группы: с одной стороны, жизнерадостно-расслабленные, часто лаконичные и остроумные стихи о природе и пейзажи, с другой — поэтически смелые эксперименты, выработанные чисто языковыми средствами.