Sunday, April 14, 2024

Алоис Худал — австрийский «коричневый епископ», спасавший нацистских преступников

Алоис Худал — сложная историческая личность для исследователей со всего мира. Это католический священник, который в своих рукописях присягал на верность Гитлеру, и одновременно тот человек, что останавливал аресты евреев, которых забирали в Риме. С другой стороны, это тот самый человек, который помог бежать множеству нацистских преступников, используя свои связи в Красном Кресте и Каритас, одновременно работая при этом на американскую разведку. Давайте всё разберём подробнее.

Алоис Худал 

Алоис Карл Худал (нем. Alois Karl Hudal)  — австрийский католический богослов, ректор немецкой коллегии священников Santa Maria dell’Anima и титулярный епископ Аэлы, член антисемитского тайного общества Deutsche Gemeinschaft, а с последних этапов Второй мировой войны — агент национал-социалистов.

Алоис Карл Худал родился 31 мая 1885 г. в Граце, Австро-Венгрия. Он работал в институте Santa Maria dell’Anima в качестве «комиссара по пастырской заботе о немецкоязычных католиках в Италии». 

С 1904 по 1908 г. Худал изучал теологию в Граце и был рукоположен в священники 19 июля 1908 г. В 1911 г. в Граце ему была присвоена степень доктора богословия, после чего он отправился в Рим для обучения в колледже немецких священников Santa Maria dell’Anima. Там он получил вторую докторскую степень и хабилитацию в области Ветхого Завета. В дальнейшем Худал интенсивно занимался Восточными Церквами и должен был получить в Вене кафедру по этой тематике, которая, однако, не была учреждена.

Вместо этого в 1919 г. он стал доцентом Ветхого Завета в Граце, а с 1923 г. — профессором. В 1923 г. Худал был назначен коадъютором в колледж для священников Santa Maria dell’Anima, который в последующие годы он стремился превратить в интеллектуальный центр немецкого духовенства в Риме. В 1937 г. Худал стал ректором. Там же он познакомился с Эудженио Пачелли, папским нунцием в Германии, а затем папой Пием XII, который 18 июня 1933 г. возвёл Худала в сан епископа. Позднее Папа присвоил ему почётный титул «Помощник папского престола». Своё последнее пристанище Худал нашёл на Кампо Санто Тевтонико в Риме.

Отношение к национал-социализму

Худал видел сходство в целях национал-социализма и католической церкви прежде всего в восстановлении антилиберального, антинародного строя и соответствующих ценностей, а также в защите от «восточного большевизма». Он стремился к симбиозу католицизма и национал-социализма, что нашло отражение и в его главной работе «Основы национал-социализма» (1937).

Эта книга, содержащая посвящение Адольфу Гитлеру «Вождю немецкого восстания и Зигфриду немецкой надежды и величия», принесла Худалу репутацию «придворного теолога нацистов». В своей работе он выступал в поддержку национал-социализма, если тот не пытался занять место христианства и функционировать как догматическая метафизика. Однако он критиковал Альфреда Розенберга за отказ от христианства. Важнейшей идеологической связкой христианства Худала с национал-социализмом был антибольшевизм.

В связи с голосованием по вопросу аншлюса Австрии Худал, будучи ректором Тевтонского колледжа Санта-Мария дель Анима в Риме, пригласил людей на торжественный Te Deum (благодарственный молебен) в церкви Санта-Мария дель Анима в пасхальное воскресенье (6 апреля 1938 г.). Однако Папа Пий XII запретил ему это делать (Il Santo Padre si oppone a una tale funzione; пер.: Святой Отец против такого праздника). Худал был в ярости и приписал запрет «интриганскому влиянию в Ватикане».

Впоследствии выяснилось, что позиция Худала в пользу аннексии привела к его изоляции в Ватикане и что его отношения с Курией, в частности с кардиналом-секретарём Эудженио Пачелли, значительно охладились в результате так называемого «инцидента с Te Deum». Так, несмотря на вмешательство Пачелли, Папа отказался принять в Ватикане немецкоязычную группу паломников на следующий день после запрещённого Te Deum. Уже 1 апреля проректор Анимы Генрих Шнайдер направил в посольство Германии при Святом Престоле список участников народного голосования.

Немецкие и австрийские семинаристы, обучавшиеся в Институте, были доставлены специальным поездом в Гаэту 10 апреля 1938 г., в день выборов в Рейхстаг и референдума. Там на борту немецкого броненосного крейсера «Адмирал Шеер» им была предоставлена возможность экстерриториального голосования. Есть подозрение, что власти сочли броненосный крейсер местом голосования более «нейтральным», чем уже экстерриториальное посольство. Епископ Худал также лично принял участие в голосовании.

92% участников на «Адмирал Шеер» проголосовали за аннексию. Спустя десятилетия утверждалось, что большинство избирателей из церковной среды, а также из числа немецких и австрийских изгнанников, проживавших в то время в Италии, проголосовали против аншлюса. Сам Худал впоследствии неоднократно говорил о позоре Гаэты, однако в своей автобиографии «Римские дневники» он избегал упоминать об этом эпизоде. Но мы же с вами знаем, что диктатура любит голосования, где обязательно должно быть подавляющее большинство за текущую власть и любые её решения.

Работа Худала была критически воспринята как католической церковью, так и национал-социалистами. Гитлер недвусмысленно похвалил его за труд. Утверждалось, что Худал также получил Золотой партийный знак НСДАП, но доказательств этому нет. В то же время радикальные антицерковные идеологи неоязычества внутри НСДАП подозревали его в инфильтрации и заискивании, поскольку он мешал их планам окончательного уничтожения церквей после выигранной войны.

В католической церкви его выступление за наведение мостов с национал-социализмом также превратило Худала в аутсайдера, которому поэтому было отказано даже в высших должностях, за исключением почётного титула «папского помощника престола». В 1945 г., после окончания нацистского режима, он лишился профессорского звания в Граце, но, согласно информации, содержащейся в его автобиографии, после судебного разбирательства получил его обратно, правда, при условии, что не станет им пользоваться и его имя не будет упоминаться в статусе университета.

Пока вермахт и Служба безопасности осуществляли власть в Риме (сентябрь 1943 — июнь 1944 гг.), Худал выступал в защиту тех, кого преследовали немцы. В частности, он укрывал двух новозеландских офицеров, бежавших из лагеря в тюрьме Анима, вплоть до их освобождения 4 июня 1944 г. Один из них, Джон Бернс, ярко описал это в своих мемуарах «Жизнь — извилистый путь».

После того как утром 16 октября 1943 г. началась широкомасштабная облава на евреев, Худал направил письмо командующему немецкими войсками в Риме генералу Райнеру Штаэлю с просьбой немедленно прекратить облаву, поскольку опасался, «что в противном случае Папа Римский публично выступит против неё».

Рейд, вероятно, был прекращён СД, как и планировалось, около 14.00, но после того, как было арестовано «всего» более 1000 евреев, что намного меньше 8000, как изначально приказал Гитлер. Штахель, как пишет Худал после войны, связался с Гиммлером и настаивал на том, что «ввиду особого характера Рима эти аресты должны быть немедленно прекращены». Достоверность этого утверждения требует дальнейшего изучения.

Некоторые историки утверждают, что письмо Худала было инициировано не им, а послом Германии в Ватикане Эрнстом В. Вайцзеккером и написано немецкими дипломатами, а Худала лишь попросили его подписать. Этому утверждению противоречит, с одной стороны, заявление Худала в его мемуарах о том, что племянник Папы Пия XII Карло Пачелли посетил его и предложил написать письмо, а с другой — тот факт, что Райнер Деккер обнаружил в наследстве Худала оригинал машинописного черновика письма.

Черновик, который значительно длиннее отрывка, отправленного в Берлин, содержит собственноручные исправления Худала, а также приветствие Штаэлю во вступлении, напоминание об их общем знакомом, риттмейстере Димерте, и замечание, согласно которому, как уже обсуждалось в марте, Германии в ближайшем будущем могут пригодиться добрые услуги Ватикана. Вайцзеккер и другие дипломаты не могли знать этих подробностей. Поэтому мало сомнений в том, что письмо было написано самим Худалом, а не кем-либо другим, и что поводом для его написания послужил визит племянника Папы Карло Пачелли утром 16 октября 1943 года.

После окончания войны Худал выступал в качестве агента по организации побегов национал-социалистов, в том числе Франца Штангеля, и называл эти действия «благотворительным актом милосердия». В марте 1948 г. Худал выпустил листовку для эмигрантов, содержащую важную информацию о возможностях поддержки через католическую церковь. Он представлял преследуемых за преступления в нацистскую эпоху как политических гонителей, которые «во многих случаях лично были совершенно беспорочны, являясь лишь исполнителями приказов, отданных им вышестоящими инстанциями, и тем самым искупая вину за основные нежелательные явления системы». Кроме того, Худал неоднократно подчёркивал полезность эсэсовцев как опытных борцов с «антихристианским большевизмом».

Худал вместе с Крунославом Драгановичем возглавил маршрут побега в Южную Америку и на Ближний Восток, получивший название «Крысиная линия». Они заручились поддержкой Красного Креста и Каритас, а также Джузеппе Сири, архиепископа Генуи.

Худал тесно сотрудничал с немецкой ассоциацией Stille Hilfe von Helene Elisabeth von Isenburg, которую поддерживали представители как протестантской (епископ Теофил Вурм), так и католической (епископ Йоханнес Нойхауслер) церквей.

Худал писал статьи для издававшегося в Буэнос-Айресе журнала немецких эмигрантов Der Weg, в котором активно работали многие бежавшие нацистские преступники (Иоганн фон Леерс, Герхард Боне).

Его осведомлённость об этих событиях достигла самых высоких уровней европейской послевоенной политики, особенно в консервативных партиях Австрии, Германии и Италии. Временами о нём даже говорили, что он помог бежать в Южную Америку Мартину Борману, но это оказалось ложью.

В 1962 году Худал писал о своей деятельности: «Все эти переживания побудили меня посвятить всю мою благотворительную деятельность после 1945 года прежде всего бывшим членам национал-социализма и фашизма, особенно так называемым военным преступникам, которых преследовали коммунисты и «христианские» демократы. …Помочь здесь, спасти некоторых, без конъюнктурных и расчётливых соображений, бескорыстно и мужественно, было в эти времена самоочевидным требованием истинного христианства, которое не знает талмудической ненависти, а только любовь, добро и прощение…»

Только после давления со стороны Ватикана в 1952 г. Худал ушёл с поста ректора Немецкой коллегии священников, но продолжал работать в качестве богословского эксперта в Священной канцелярии (позднее — Конгрегации доктрины веры) до конца 1953 г., когда он оставил эту деятельность по собственному желанию, что зафиксировано в горьком прощальном письме Папе Пию XII. Он умер в Риме 19 мая 1963 года. В посмертно опубликованных мемуарах Худал отверг национал-социализм в его исторически конкретной форме, но остался верен своей идее сочетания христианства, национализма и социализма (в смысле христианской социальной доктрины) как идеи и чёткому антикоммунизму.

Он был похоронен на Кампо Санто Тевтонико в Риме, где уже была похоронена его мать Мария Худал-Визер.

Исследования

Открытие осенью 2006 г. архива Худала в Collegio Teutonico di Santa Maria dell’Anima послужило импульсом для более пристального изучения епископа как личности. Проведённый по этому поводу симпозиум историков не дал единой картины. Так, помимо известных обвинений, было упомянуто, что Худал до 1945 г. поддерживал контакты с итальянской Резистенцией и спасал евреев от депортации.

Иоганн Иккс, архивариус Тевтонской коллегии Санта-Мария дель Анима, при осмотре имущества Худала заявил, что его предполагаемое членство в НСДАП — такая же выдумка, как и его конкретная помощь в побеге Адольфа Эйхмана. Впрочем, и сам Худал был виновен в этом подозрении, поскольку в своих мемуарах он подтвердил, что помогал «так называемым военным преступникам».

По мнению Католического информационного агентства от 11 октября 2006 г., новые данные «несколько смягчают фигуру Худала, которая даже в церковных кругах считалась довольно зловещей». Очищение «коричневого епископа» было невозможно, так как «противоречия и ошибки в его мышлении были слишком очевидны». Несмотря на то, что огульное осуждение уже недопустимо, «Худал не должен быть возведён в ранг непонятого мученика безнадёжного, но благородного дела».

В работе историка Олафа Блашке «Церкви и национал-социализм» Худал назван «самым известным помощником в побеге» среди католических сановников, и в этом контексте, помимо помощи в побеге преступникам хорватского режима «усташей», он также упоминается как помощник в побеге Адольфа Эйхмана, Йозефа Менгеле, Вальтера Рауфа, Клауса Барби, Эриха Прибке и Эриха Мюллера. Худал оценил этих людей, которых он назвал «военными преступниками», как опытных борцов с большевизмом и расценил свою акцию помощи в качестве акта благотворительности.

В 2020 году в книге о жизни группенфюрера СС Отто Вехтера было опубликовано, что Алоис Худал в период примерно 1949/50 гг. работал на американскую разведслужбу Counter Intelligence Corps (CIC) и в течение четырёх лет ежемесячно получал 50 долларов США наличными.

В мемуарах Худал написал о своих действиях следующее: «Я благодарю Бога, что Он позволил мне навестить и утешить многих жертв в их тюрьмах и концентрационных лагерях и помочь им бежать с фальшивыми документами». Он объяснял, что в его глазах:

Война союзников против Германии была не крестовым походом, а борьбой экономических групп за победу, в которой они и бились. Этот так называемый бизнес… использовал ключевые слова, такие как демократия, соревнование, свобода религии и христианство как приманку для масс. Все эти знания были причиной, по которой я чувствовал себя обязанным после 1945 года посвятить всю мою благотворительную работу бывшим национал-социалистам и фашистам, особенно так называемым «военным преступникам».

Разве не каждый национал-социалист позже заявлял, что спасал евреев? Но всё же, кем он может считаться для нас с вами?

О проекте:

Меня зовут Анатолий. Я автор проекта «Жизнь эмигранта». В 2017 году я эмигрировал с семьёй из Краснодара в Австрию. Мы с женой работаем в маркетинге, а для помощи тем, кто хотел бы переехать, создали сайт Emigrants.life.
Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Telegram , Facebook , Instagram, Twitter , а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram .

Последние материалы

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com