Небольшой городок Адльванг буквально поразил меня свой многовековой историей, переплетением религии, традиций и, конечно, войн. Об истории сердца Австрии в нашем сегодняшнем материале.
Адльванг (нем. Adlwang) — это коммуна в Траунфиртеле с населением 2089 человек по состоянию на 1 января 2023 г. Адльванг — одно из старейших мест паломничества марианцев в Верхней Австрии. Главными достопримечательностями являются церковь в центре деревни и Святой колодец. Традиционный «Адльвангер Киртаг», известный также как «Три золотых субботних вечера», проводится ежегодно в первые три выходных дня октября.
История города
Раннее поселение
Невозможно точно сказать, когда была заселена территория вокруг Адльванга. Несмотря на то, что в этом районе имеются находки древних топоров и римских монет, от ранних поселений ничего не осталось. Однако современная деревня Адльванг уже входила в состав первого государственного образования на австрийской земле — кельтского Норикума, а затем была захвачена римлянами. После ухода римских войск и переселения народов, затронувшего и бывшую римскую провинцию, территория была занята баварцами.
Баварцы расширили сферу своего влияния от современной Баварии на восток. Баварское завоевание земель в этом регионе завершилось с основанием монастыря Кремсмюнстер в 777 году. Герцог Тассило III подарил монастырю земли, включая окрестности Зульцбаха, с намерением колонизировать регион, обратить его в христианство и сделать жителей своими подданными.
На протяжении всей истории монастырь Кремсмюнстер оказывал на Адльванг существенное влияние, выражающееся в том, что пастырское попечение об Адльванге всегда присходило из Кремсмюнстера, и, таким образом, монастырь долгое время был хозяином Адльванга.
В 1095 году в хронике монастыря Гарстен есть запись: «Святой Тьемо (тогдашний архиепископ Зальцбурга) освятил церковь в районе Холла». Эта фраза относится к Адльвангу, и сегодня её часто принимают за первое упоминание. Что послужило причиной строительства церкви в Адльванге, и что побудило знаменитого архиепископа Зальцбурга освятить здесь церковь, сегодня точно не известно.
Старинная легенда повествует о прекрасной деве, которую часто видели у колодца. Эта легенда уже описана в «Книге чудес» 1683 года отца Готхарда Фрейда, где Адльванг также упоминается как древнее место паломничества мариан. Предполагается, что в это время здесь находилась дворянская резиденция, так как в некоторых документах в качестве свидетеля фигурирует имя Генриха фон Адльванга. Первым надёжным письменным доказательством существования Адльванга, по крайней мере, церкви, является приходское деление монастыря в 1330 году, где говорится, что Адльванг — часть прихода Пфарркирхен и собственность монастыря Кремсмюнстер.
Возникновение монастыря как места паломничества
О том, что Адльванг рано стал популярным местом паломничества к Деве Марии, свидетельствует пожертвование, сделанное лордами Рора около 1300 года. Из-за большого количества паломников аббату удалось убедить Папу Римского расширить церковь в Адльванге. В 1431 г. Папа Евгений IV выдал церкви в Адльванге индульгенцию сроком на 20 лет. Это ещё больше увеличило число паломников и впервые привело к расцвету паломничества.
До наших дней сохранилась западная стена этой церкви, в которой в XX веке был вскрыт готический портал. Это свидетельствует о том, что уже в XV веке церковь была примерно такого же размера, по крайней мере, в длину. Однако, поскольку церковь снова стала слишком маленькой, в начале XVI века был построен пресвитерий по образцу Дунайской школы, который сегодня является популярным мотивом для открыток и опознавательным знаком для Адльванга.
Поскольку в церкви в Санкт-Блазиене хранятся мощи святого Блазия Себастийского, который, согласно legenda aurea, спас от удушья юношу, подавившегося рыбьей костью, благословение Блазия, полученное здесь, считалось в Средние века защитой от таких заболеваний горла, как дифтерия.
Реформация и крестьянские войны
В последующий период Реформации жители этого региона стали протестантами, начались крестьянские восстания. Когда в 1596 г. возникли волнения, один из жителей Адльванга принял в них самое активное участие. Вольф Аккерльхайдер был вовлечён в качестве главаря в восстание, которое было подавлено 7 октября 1596 г. в окрестностях Штайра. Аккерльхайдер бежал в Штирию, затем был арестован, приговорён к смерти и казнён мечом в Гмундене в 1599 году.
После подавления крестьянских восстаний наступило время Контрреформации, так как верховный правитель хотел видеть страну католической. Это привело к тому, что монахи Кремсмюнстера стали особо поощрять паломничество в Адльванг.
В 1653 году неф был перестроен. С этого времени церковь существует в основном в том виде, в котором мы знаем её сегодня. К этому же периоду относятся книги чудес Адльванга, содержащие собрание чудес, совершённых Адльвангской Мадонной, а также сведения об истории Адльванга. Культ паломничества возрастал, пока не достиг своего абсолютного пика в эпоху барокко. В 1696 году число ежегодных месс превысило 1000, что привело к тому, что в 1700 году Адльванг был возведён в ранг супериората, получив статус главного места паломничества.
В это время Адльванг называют «Мариацеллем Верхней Австрии» и самым важным местом паломничества в Земле обер Энн. В Адльванге обычно было четыре священника. Это привело к строительству настоятельского дома в его нынешних размерах. За время существования супериората в 1700 — 1784 гг. было насчитано 2,7 млн. прихожан. Священники из ближних и дальних мест проводили мессы в Адльванге. Они приезжали не только со всех концов империи, но и из России, Рима и Иерусалима.
В Адльванге даже планировалось построить совершенно новую церковь, уже имелись строительные материалы и место для строительства, но судебный спор с лордом Холла помешал началу работ. С 1778 г. в Адльванге появилась и обычная школа, что примерно соответствует начальной, хотя до этого здесь уже были скромные классы. Дальнейшему укреплению паломнического культа способствовали ещё два момента. Во-первых, было замечено, что изображение крестоносного Спасителя пропиталось кровью, что, по мнению экспертов, имело неестественное происхождение. Во-вторых, Адльванг был избавлен от чумы, которая в то время распространилась по всей стране и даже заставила временно закрыть Мариацелль.
Иосиф II и сопротивление Просвещению
Когда наступил век Просвещения во главе с Иосифом II, государство предприняло попытки искоренить культ паломничества. Поскольку монастырь и простые люди не подчинялись распоряжениям, настоятель и аббат были низложены. Однако, не добившись желаемого успеха, власти прибегли к более радикальным мерам.
Адльванг был лишён статуса супериората и превращён в самостоятельный приход, что означало, что в Адльванге может находиться только один священник. Правительственным указом от 3 февраля 1789 года было предписано заменить статую милости на картину. Иосиф II умер в 1790 году, поэтому история не нашла продолжения, так как его преемник Леопольд II занялся другими делами.
В 1809 году Верхняя Австрия стала театром наполеоновских войн. В битве при Эбельсберге австрийские войска потерпели поражение от французской армии под командованием Наполеона. Невозможно точно сказать, насколько Адльванг пострадал от наполеоновского похода через Верхнюю Австрию, но отец Рихтер, приходской священник Адльванга, позаботился о том, чтобы «ущерб, нанесённый французским вторжением, был возмещён». С XIX века стал известен и обычай «золотых субботних вечеров», вначале чисто паломнических. Папа Пий IX даровал пленарную индульгенцию каждому, кто посетит Адльванг в «золотые субботние ночи».
Адльванг становится самостоятельным приходом
В XIX веке небольшая деревня Адльванг переживала устойчивый подъём, что способствовало росту центра деревни. В 1871 г. в Адльванге было открыто почтовое отделение, в центре появилась весовая платформа, а в Грейльмюле — молочная ферма. Добровольная пожарная дружина, существовавшая до этого лишь в виде отдельных групп, была основана в 1894 году, и в том же году была построена пожарная станция.
В то время Адльванг был разделён между несколькими политическими общинами и не имел собственной администрации. Однако, поскольку большинство жителей причисляли себя к адльвангцам и считали это место центром своей жизни, были предприняты попытки выделиться в отдельный муниципалитет. То, что поначалу эти попытки не увенчались успехом, можно объяснить тем, что в Вене с большим недоверием отнеслись к этой инициативе со стороны провинции.
Однако в конце концов группа настойчивых жителей Адльванга при поддержке отца Ламберта Гуппенбергера одержала верх и добилась того, что в 1893 г. несколько налоговых приходов были объединены в один местный приход и вошли в состав района Кирхдорф под названием Адльванг. Большая часть нового муниципального района отделилась от Вальднаукирхена.
Первая мировая война
В 1914 г. началась Первая мировая война, которая не обошла стороной и Адльванг. Солдаты ушли на фронт. Многие из них не вернулись домой и оставили ощутимые прорехи в семьях. Община подписалась на военные облигации и влезла в долги. Чтобы восполнить недостающую рабочую силу, в Адльванг привезли 40 русских военнопленных, после чего в Адльванге начались большие трудности и резко выросли цены.
После и во время войны Адльванг был «наводнён» беженцами и освобождёнными военнопленными, а голодающие солдаты возвращались домой, если оставались живы. В это время в Австрии всё изменилось: распалась Дунайская монархия и была провозглашена Австрийская Республика.
Межвоенный период
Потрясения экономического кризиса привели к экстремальной инфляции, например, муниципальные налоги были увеличены несколько раз на тысячи процентов. Несмотря на экономические трудности, Адльванг был подключён к общественному транспорту и электросетям. Кроме того, в это время были основаны Райффайзенбанк и филиал Шпаркассе.
Вместе с почтовым отделением Sparkasse в Адльванге теперь три банка. Кроме того, в городе действовали общественная больничная касса, общественная богадельня с медсестрой и база жандармерии с центром содержания под стражей. Хотя Адльванг был избавлен от гражданской войны, события наложили свой отпечаток и на этот город. Помимо сложных политических условий, в ходе гражданской войны был создан Патриотический фронт, что впоследствии привело к трудностям.
Вторая мировая война
15 марта 1938 г. 150 немецких солдат заняли Адльванг, все объединения были распущены, а бургомистра сменил временный глава национал-социалистов, который управлял общиной в течение следующих семи лет. При голосовании за аншлюс был подан всего один голос «против». Приходской викарий был арестован гестапо и содержался в Линце. В это время паломничество и церковь снова стали политическим вопросом.
Паломникам разрешалось пользоваться дорогой пешком только после ходатайства перед гауляйтером в Вене. Жителям города снова пришлось отправиться на войну в качестве солдат, чтобы сражаться на фронтах по всей Европе, и многие из них не вернулись домой. Тем временем в Адльванге разместили 25 французских военнопленных, которые должны были помогать в хозяйстве.
Аббатство Кремсмюнстер было оккупировано гестапо и под угрозой наказания запретило посещать церковь. Несмотря на официальный запрет, в Адльванге и его окрестностях проходили многочисленные шествия, что привело к полугодовому запрету на деятельность музыкального оркестра. Поскольку музыканты не подчинились запрету, они были допрошены нацистской районной администрацией, которая конфисковала имущество оркестра и пригрозила Леопольду Хёлльхуберу заключением в концлагерь. Благодаря вмешательству нацистов это удалось предотвратить, и Хёлльхубер вынужденно согласился на штраф. Кроме того, капелла была передана под надзор члена партии.
В 1944 г. в Адльванг прибыли первые беженцы с Востока, для которых были построены земляные хижины. В 1945 г. закрыли школу и разместили в ней беженцев, которые также прошли через Адльванг безостановочной процессией вместе с военными. Кроме того, в Адльванге размещалось отделение полиции Вены и подразделение вермахта. Эшелон ужаса составили около 800 евреев, которых отправляли из Фюрстенфельда в Маутхаузен.
В Герцогвальде был устроен ночной лагерь, который для многих евреев стал последним. В Адльванге взбудораженная молодёжная группа Wehrwölfe пыталась захватить власть в деревне. Они также расстреляли студента из Вены, осознавшего бесполезность войны. 5 мая 1945 г. через Адльванг проехало около 300 американских машин, и 200 солдат заняли деревню. Нацистские структуры были вновь распущены, а прежнее руководство общины восстановлено. Постепенно обстановка успокоилась, и солдаты вернулись домой.
Подъём и рост после 1945 года
После 1945 года начался непрерывный подъём, что позволило построить общественные объекты. Кроме того, в 1960-х гг. в Адльванге начался рост жилищного строительства в центре деревни. В 1963 году была построена новая пожарная станция, которую впоследствии расширили.
В 1965 г. построили новое здание мэрии, а городскую площадь перепланировали и увеличили площадь. В последующие годы расширили школу и построили детский сад. Свои здания в Адльванге построили также Райффайзенкасса, Шпаркасса и Почта. В 1978 г. было установлено партнёрство с гессенской общиной Энгельрода, которое продолжается и по сей день, и которому посвящён «Энгельродер Бруннен».
Карта «Статьи об истории австрийских городов»
Вам также могут быть интересны следующие материалы из рубрики «История австрийских городов»:
- История австрийского городка Перхтольдсдорф
- История австрийского городка Шпитталь-ан-дер-Драу
- История австрийского городка Тельфс
- История австрийского городка Тульн-ан-дер-Донау
- История австрийского городка Райхенау-ан-дер-Ракс
- История австрийского городка Пухберг-ам-Шнеберг
- История австрийского городка Питтен
- История австрийского города Хёфлайн-ан-дер-Хоэн-Ванд
- История австрийского городка Гримменштайн
- История австрийского городка Винер-Нойдорф
- История австрийского городка Лайбниц
- История австрийского городка Мюнхендорф
- История австрийского городка Эдлиц
- История австрийского городка Фёзендорф
- История австрийского городка Мария-Энцерсдорф